Хождение по муке
В ближайшие дни станет известна дата рассмотрения кассации по решению суда о признании недействительной продажи имущества Новосибирского мелькомбината № 1. Несмотря на обескураживающий вердикт, предприятие продолжает работу.
На этой неделе Арбитражный суд Новосибирской области продлил конкурсное производство на НМК № 1 сроком на полгода в связи с решением об отмене торгов. Восстановление мощностей НМК стало главной сенсацией новосибирского зернового рынка в текущем сезоне. Мелькомбинат несколько лет болезненно переживал банкротство, отягощенное износом мощностей. В марте наконец состоялся аукцион по продаже имущества НМК, включая производственный комплекс. Организатором выступило московское Агентство по защите прав собственности. Поскольку результат торгов на тот момент никто не оспаривал, победитель — компания «Первый доходный дом» — заплатил по договору 315 миллионов рублей. Эти средства пошли на расчеты с кредиторами, а компания начала готовиться к новому сельскохозяйственному сезону, вкладываясь в модернизацию мощностей по хранению и переработке зерна.
В мае ранее простаивавшее предприятие возобновило работу. Судя по отчетам, в первый месяц было переработано четыре тысячи тонн зерна, в июне — уже в два раза больше. К началу уборочной НМК вышел на объем до 13 тысяч тонн в месяц. При запуске модернизированной второй линии комбинат может увеличить переработку вдвое. Отремонтированы мощности для единовременного хранения 90 тысяч тонн зерна. Для коллектива из 400 человек стабилизировалась выплата заработной платы. Предприятие восстановило дисциплину расчетов с поставщиками и контрагентами.
Реанимация НМК прошла очень вовремя, как раз под рекордный урожай, из-за которого резко обострился дефицит мощностей по переработке и хранению зерна. Но как раз на момент завершения уборочной произошел значимый казус: ООО «Зернопродукты» получило решение суда о признании торгов недействительными. Кемеровская компания посчитала свой недопуск к аукциону незаконным. Но обжаловать это в суде «Зернопродукты» взялись лишь тогда, когда «Первый доходный дом» уже рассчитался по договору и восстановил работу предприятия. При этом компания обратилась с иском не к «Первому доходному дому», а к организатору торгов, оспаривая процедурный вопрос.
Заявка «Зернопродуктов» на аукцион была отклонена по причине аффилированности директора компании и НМК. Истец доказывал, что ситуация аффилированности была создана искусственно. Арбитражный суд Новосибирской области иск «Зернопродуктов» отклонил. Но в конце сентября Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске отменил решение новосибирского арбитража и удовлетворил жалобу, постановив отменить результаты аукциона.
Решение апелляционной инстанции вступает в законную силу немедленно. Имущественный комплекс теоретически должен быть возвращен юрлицу-банкроту — ЗАО «Новосибирский мелькомбинат № 1». Процедура подготовки и проведения торгов должна начаться заново. Она заняла несколько лет, и не факт, что вторая попытка закончится скорее. Связанные с НМК источники Центра деловой журналистики считают вердикт неисполнимым. Вернуть покупателю деньги, еще весной перечисленные налоговой инспекции в счет долгов предприятия, представляется нереальным. Кроме того, непонятно, как покупатель должен изымать средства, потраченные на ремонт и модернизацию производственных мощностей. Очевидно, что «Первый доходный дом» принял неработающее предприятие, а теперь, если следовать логике вердикта, должен вернуть работающее.
Источники Центра деловой журналистики видят в истории признаки недобросовестной конкуренции. «Зернопродукты» входят в кемеровский холдинг «Беляевские продукты», конкурирующий с НМК на региональном рынке. Тяжба, затеянная после подведения итогов аукциона, может преследовать цель сдержать темп восстановления соперника, затормозить модернизацию мощностей, напугать поставщиков. Тем не менее комбинат продолжает работать и выполнять обязательства. Ясность в ситуацию внесет кассационная инстанция в Тюмени: организатор торгов, предприятие-банкрот и покупатель обжаловали томский вердикт.
По материалам Центра деловой журналистики