USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Если джинсам швах

Анжелина ДЕРЯБИНА

Я попала в конфузную ситуацию: села, и сзади лопнуло платье, которое купила полгода назад. Всего несколько раз успела его надеть. Могу ли я потребовать с магазина свои деньги?
Анастасия С., Новосибирск

Комментирует Евгений КАЗАНЦЕВ, премиум-консультант общества защиты прав потребителей «Эксперт качества»:

— Подобные ситуации не редкость. К примеру, в нашей практике был такой случай. Человек купил джинсы в супермаркете торговой сети, и через четыре-пять месяцев использования они в одном месте лопнули. На изделие не был установлен гарантийный срок. Продавец, к которому мужчина пришел с порванной вещью, сказал, что тот должен обратиться в экспертную организацию, которая даст свое заключение. Хозяин джинсов так и сделал и вернулся в магазин уже с экспертным заключением о производственном дефекте: искусственная состаренность джинсов, модная сейчас, приводит к тому, что ткань теряет свои прочностные свойства. Информация об этом должна была присутствовать на прилагаемых к товару ярлыках, но ее не было.

Казалось бы, дело закончено. Но нет, в супермаркете попросили отдать товар и сказали, что увезут джинсы в Москву, там товаровед посмотрит и вынесет решение. Покупатель отказался, ведь он выполнил поставленные первоначально условия. После этого он обратился к нам, суд принял решение в его пользу. Магазин возместил не только стоимость джинсов, но и моральный вред и выплатил неустойку. Я думаю, клиент остался доволен.

Исход большинства проблемных ситуаций, возникающих у покупателя с продавцом, во многом зависит от того, что осталось после покупки. Лучше приобретать вещи в крупных торговых сетях: они, как правило, выполняют условия продажи. Проверяйте чеки — порой там пишут не то, что должно. В правильном чеке информация соответствует сведениям на ярлыках. Я бы советовал брать товарный чек, где стоят печать и подпись, поскольку кассовые чеки выцветают и разобрать на них потом ничего невозможно. Надо сохранять не только чеки, но и ярлыки, как вшитые, так и навесные. Поскольку с ярлыков краска часто стирается, можно снять видео, пока изделие новое. Не выбрасывайте коробки и бумажные упаковки, если они фабричные, имеют «опознавательные знаки», наклейки и относятся именно к этой вещи.

Что касается гарантийных сроков, то в законе написано: если гарантийный срок не установлен, то в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю он имеет право заявить свое требование, касающееся недостатков. В статье 18 закона «О защите прав потребителя» перечисляется, что может потребовать покупатель: возмещения стоимости товара, бесплатного ремонта, обмена товара на такой же и так далее. Недостаток в товаре может быть любой. Например, не позволяет его эксплуатировать. Или из-за этого недостатка изделие не отвечает обычно применяемым требованиям, в частности по внешнему виду. Допустим, вещь растягивается, не соответствует заявленному размеру.

Для товаров длительного пользования закон установил срок службы 10 лет с момента передачи их покупателю. К этой категории относятся любая одежда, техника и многие другие вещи. Это значит, что права потребителя не заканчиваются с завершением гарантийного срока. То есть в случае обнаружения существенного недостатка в этот период собственник имеет право требовать его устранения, и он должен быть устранен в течение 20 дней. В противном случае у потребителя возникает право на возврат уплаченной за товар суммы. Но в любом случае его требования законны лишь при условии использования вещи в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации.