Летать не опаздывая
Задержка рейса: что грозит авиакомпаниям и кто защитит пассажиров?
Госавианадзор в этом году возбудил 33 административных дела по фактам непредоставления авиакомпаниями резервного воздушного судна. По 22 случаям в судебном порядке виновники оштрафованы на общую сумму 400 тысяч рублей.
— В настоящее время на рассмотрении находятся еще 11 дел, — говорит Юрий Рожко, начальник Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. — Авиакомпании, которая привлекается в первый раз, выносится предостережение. В данный период его получил один перевозчик.
Увы, практически каждому, кто часто пользуется воздушным транспортом, приходится сталкиваться с таким неприятным фактом, как задержка рейса.
— Полностью исключить вероятность такого происшествия нельзя, ведь авиаперевозки — сложный процесс, включающий в себя множество этапов и процедур. Сбой на любом из них способен привести к приостановке рейса, — рассказывает Юрий Григорьевич. — Вот наиболее часто встречающиеся причины «опоздания»: метеоусловия, позднее прибытие самолета, технические неполадки, задержки, связанные с работой наземных служб. Отмечу, что метеоусловия — обусловленный форс-мажор, из-за которого движение самолетов может быть полностью приостановлено либо потребуется дополнительная обработка воздушного судна специальным средством, что еще задержит рейс. Игнорировать метеорологическую ситуацию крайне опасно. Здесь причина задержки очевидна.
Что касается трех других причин, авиакомпания обязана отслеживать текущие рейсы и в случае задержек оперативно менять следующие рейсы между собой, принимать исчерпывающие меры для сокращения времени задержки. Если этого не происходит, значит есть виновные, в их отношении применяются разного рода санкции. Авиакомпании или другой структуре, участвующей в перевозочном процессе, по чьей вине пассажиры провели на земле более восьми часов, грозит штраф до 100 тысяч рублей.
Юрий Рожко напомнил, что в Кодекс об административных правонарушениях внесена статья «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». В ней предусмотрено отдельное наказание для тех воздушных, железнодорожных и водных перевозчиков, кто нарушает условия лицензии.
— Из статьи следует, что наличие резервных транспортных средств, чтобы подменить на рейсе опаздывающее либо с неисправностями, — это требование лицензии, — говорит наш собеседник. — Рейс должен быть выполнен вовремя, перевозчику нельзя бездействовать, когда надо принимать быстрые и решительные меры, а потом разбираться с причиной задержки. Если у авиакомпании нет резервного самолета, чтобы отправить рейс вовремя, к ней применяют административные меры реагирования.
— У пассажиров есть шанс взыскать с перевозчика деньги за моральный и материальный вред из-за упущенной вследствие опоздания выгоды или непредоставления надлежащих услуг, — объясняет Юрий Рожко. — В этих целях он должен знать, что законодательством Российской Федерации в общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей четко прописано, в каких случаях при задержке рейса и какие компенсации положены пассажирам. Наше управление примет жалобу или любую информацию о задержке рейса для разбирательства и принятия мер к нарушителю, действия или бездействия которого повлекли задержку.
ВАЖНО ЗНАТЬ
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, а также изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги*:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
- организация хранения багажа;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
* Вышеуказанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
СПРАВКА
21 августа 2017 года в России вступила в силу Монреальская конвенция, в которой прописана повышенная ответственность авиакомпаний перед пассажирами при международных перелетах. А именно при предъявлении доказательств серьезного ущерба (например, потери работы или срыва крупной сделки из-за несостоявшегося перелета) за задержку рейса пострадавшему пассажиру полагается компенсация до 390 тысяч рублей. За потерю, задержку или порчу багажа максимальная выплата составляет 95 тысяч рублей. В случае гибели пассажира сумма выплат — 9 миллионов рублей.