Чудо-ключ, лагерь смерти и река времени
Поиск документов, подтверждающих факты массовых расстрелов в Ложке, продолжается
Родник на станции Ложок Искитимского района, к которому стекаются паломники, забил на том самом месте, где погибли тысячи людей, где находился один из самых страшных лагерей ГУЛАГа. Кто-то идет сюда за чудом в надежде исцеления, кто-то в поисках исторических фактов. Были здесь массовые расстрелы священников или нет? Споры на эту тему не умолкают.
Чтобы побеседовать со специалистами и разобраться, в печально знаменитые места отправились блогеры из Новосибирска.
Поход за правдой
У организаторов добровольческого социального интернет-проекта «Отголоски прошлого» Тимофея Калинина и Алексея Лебедева необычное хобби. Они находят на карте Новосибирской области исторические, легендарные или просто очень красивые места, посещают их, а затем выкладывают фотофакты и комментарии в соцсетях.
— Идея проекта родилась спонтанно, — вспоминает Тимофей. — Профессионально мы с Алексеем никак не связаны с историей. Я педагог-организатор, он шоумен. Просто однажды мы собрались прогуляться и задались вопросом: куда поедем? Решили: прямо. Так и сформировалась в нашей компании традиция — срываться в направлении «куда глаза глядят». Среди мест, которые мы посещаем, — заброшенные деревни. Если не поехать туда сейчас, не расспросить пожилых людей, о таких деревнях скоро все забудут. Миссия нашего проекта — сохранить память и поделиться впечатлениями от поездок. Этим летом мы побывали в Искитиме...
Фото Никиты ДАВЫДЕНКО
«Здесь, на территории нынешнего микрорайона Ложок, с 1929 по 1956 год действовал лагерь особо строгого режима, — читаем на сайте прихода в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». — По свидетельству очевидцев, это был самый жестокий каторжный лагерь, известный за свою бесчеловечность заключенным всего Союза. По сути дела — лагерь уничтожения: неотвратимый силикоз убивал его заключенных в течение полугода. Вместе с уголовниками и штрафниками, отбывающими большие сроки за тяжкие преступления, в особой зоне лагеря помещались политические заключенные. Эти люди были неповинны, и теперь они реабилитированы. Многие из них страдали за веру. На окраине микрорайона как нематериальный памятник всем безвинно пострадавшим забил целебный источник — Святой Ключ».
Поговаривают, многих заключенных закапывали заживо. Есть свидетельства, что приговоренные священники просили разрешить им отпевать самих себя, а из-под земли еще долгое время слышались стоны умирающих... Предполагается, именно в месте кровавой расправы и забил родник, куда спустя годы потянулись паломники со всей России. Верующие убеждены, что его вода исцеляет.
Поблекшие от времени документы, в которых отражена биография Ложка, сегодня бережно хранятся в выставочных залах ДК «Октябрь». Вместе с Галиной Гриненко, заведующей музейным сектором, авторы проекта «Отголоски прошлого» прошли по местам захоронения заключенных. Как объяснил Алексей Лебедев, это был поход за правдой.
За колючей проволокой
— У каких-то мест начало красивое, у нас не очень, — вздыхает Галина Гриненко, показывая корреспонденту «Советской Сибири» схемы лагерных зон. — Говорят, с 1929 по 1932 год в Ложке было принудбюро и на карьере работали заключенные с малыми сроками. Их отправляли сюда за небольшие прегрешения, например за неуплату алиментов. А с 1932 года здесь организовали каторжный лагерь всесоюзного значения.
Обширная территория, на которой сегодня стоят Дом культуры, школа и стадион, в то время была огорожена колючей проволокой. Эту проволоку до сих пор находят возле карьеров. Люди, попавшие в лагерь по 58-й статье, то есть политические заключенные, находились в верхней зоне — там, где сегодня расположен ДК. Были тут и уголовники с большими сроками заключения, и отбывавшие наказание по бытовой статье. Одного судили за кражу, другого за крамольную частушку, третьего за подпольный аборт и так далее. (Как известно, с 1936 по 1955 год аборты в СССР были запрещены. Операции можно было делать исключительно по медицинским показаниям, а нарушителям закона грозила многолетняя каторга.)
В Ложке заключенные разрабатывали карьер: добывали камень и выжигали известняк. Печь открытого типа сохранилась до сих пор. Из нее люди черпают известь.
Заключенные устанавливали специальное устройство, укладывали слоями уголь, камень, получалась гора высотой с двухэтажный дом. Гора дымилась два месяца, затем известь грузили в вагонетки. Чтобы перевозить груз, по технологической дороге бегал вагончик. Он издавал своеобразный звук «ку-ку», за что местные жители прозвали его «кукушкой».
— Среди заключенных было много больных, ослабленных, — поясняет Галина Гриненко. — Ведь труд очень тяжелый! Попробуйте работать с камнем без какой-либо техники, когда в руках — лопата, кирка, лом. Заключенные, которые отказывались работать, бунтовали, попадали в ШИЗО — двухэтажное здание с массивными стенами, тюрьма внутри тюрьмы. Кто не выполнял норму, лишался пайка. Но за хорошую работу могли сократить срок.
Фото Никиты ДАВЫДЕНКО
Самое страшное — было
Лагерь просуществовал до 1955 года. Потом всех заключенных вывезли, карьер был затоплен, на его месте образовалось озеро. По словам Галины Гриненко, это природа постаралась: подземные воды, ключи начали бить так интенсивно, что не успели вывезти технику. Слух, будто карьеры были затоплены вместе с осужденными, документально не подтвержден.
— Думаю, в Ложке никого не расстреливали, — считает Алексей Лебедев. — Лагерь каторжный. Людей привозили туда, чтобы они работали. За провинности сажали в карцер на хлеб и воду. Погибали от каторги, от тяжелых условий труда, а не от расстрелов.
Приговорить к высшей мере могли в том случае, если заключенный пытался бежать, отмечают историки. Но, как правило, священники несли свой крест покорно, терпеливо и к массовым побегам склонности не проявляли. Погребение заживо еще более сомнительно, ведь медицинское освидетельствование перед похоронами в те годы было обязательной процедурой. Бесспорно одно: Ложок — место мученичества множества людей, и появление здесь целебного ключа глубоко символично.
— Я всегда говорю: страшнее сталинских репрессий не было ничего, — подчеркивает Галина Гриненко. — Представьте себе: интеллигентные люди, которые действительно были безвинны, — ученые, учителя, доктора, медсестры — оказывались за колючей проволокой, натянутой в два ряда. Вышки стоят, собаки бегают, уголовники правят бал… Быть в ситуации, когда ты несвободен, когда твоей судьбой распоряжается кто-то, — это ужасно!
ЦИТАТА
«Отголоски прошлого», группа «ВКонтакте»:
«Место захоронения заключенных ОЛП-4. Мы походили по этим рощам… Ощущения действительно странные, можно даже сказать — страшные… Многочисленные неровности в виде маленьких холмиков заставляют задуматься. Рассказ одной из местных жительниц: «На этом месте раньше праздники проводили, народные гуляния. Одна девчонка села на траву. Ноги в ямку свесила. К ней бабушка подошла и говорит: «А ты знаешь, что это могила?» И после этого целый народный совет собрался с обращением к главе — праздники на том месте отменить. Больше там не гуляют…» (https://vk.com/otgoloski_nso)