Под крылом «Жар-птицы»
Мультипликаторы учат школьников экранной культуре и лечат больных детей
Как вернуть интерес молодежи к качественным фильмам, в том числе анимационным? Организаторы мастер-класс-фестиваля решили научить подростков самостоятельно снимать мультфильмы.
Открытый всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица» прошел в лагере имени Кошевого в конце июня. Это уже 14-й слет мастеров анимации, в котором участвуют детские студии России и зарубежья. 237 человек, в том числе 152 ребенка из 46 студий, в течение четырех дней показывали свои работы, выполненные в разных жанрах и техниках. Вместе с экспертами разбирали ошибки и достоинства.
Темой фестиваля в этом году стала драматургия в анимационном фильме, именно этого не хватает сейчас в детских работах. А преподаватели новосибирской детской киностудии «Поиск» уточнили, что детская мультипликация нуждается в поддержке, часть которой заключается в формировании у детей экранной культуры.
— Мы хотим, чтобы дети были подготовлены к тому, что им показывают. Чтобы они понимали, каким образом снимают фильмы, умели их анализировать. Это помогает им выбирать качественное кино, — пояснил директор «Поиска» Евгений Селиванов.
Общение с профессионалами в этом смысле всегда на пользу. Подростки запросто говорили с такими мэтрами, как московские кинорежиссер Сергей Серегин и сценарист Андрей Житков, мультипликатор Евгения Жиркова и режиссер-аниматор студии «Пилот» Наталья Березовая, мультипликатор Иван Максимов и его минский коллега Михаил Тумеля.
За время мастер-классов юные мультипликаторы познакомились с основами драматургии, обработки звука, а также узнали, каким образом строятся сценарий и режиссура в фильмах. Обмен опытом вылился в создание традиционного фестивального мультфильма под руководством Евгении Жирковой и педагога студии «Поиск» Лейлы Сияновой. На него ушло всего пять дней.
— Я работала с младшей группой, поэтому у нас был щадящий режим, — рассказала Лейла Сиянова. — В этом году мы попробовали сделать мультфильм в стиле пикселяции. Интерес здесь в том, что героями выступают сами люди, а не пластилиновые или нарисованные персонажи. Это новая техника, в которой дети раньше не работали. Вообще, каждая студия ориентирована на определенный тип анимации — пластилин или перекладку. В процессе фильмопроизводства участники учатся чему-то новому.
Интересно, что мультфильм «Коты и зонты», привезенный на фестиваль студией «Поиск», был снят в детском отделении центральной клинической больницы СО РАН. «Поиск» уже шесть лет занимается мульттерапией — направлением реабилитации и социальной адаптации детей в больницах. Состав съемочной группы постоянно меняется — дети выздоравливают, их выписывают, — и приходится начинать процесс с основ. К съемкам никто никого не принуждает, все зависит от желания и состояния здоровья.
Учредителями фестиваля стали Минкульт РФ, Союз кинематографистов России, правительство Новосибирской области и Сибирский фонд развития детского кино.