USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Почти трезв и... не вписался»

Никита ДМИТРИЕВ

Пьяным водителям выписывают штрафы, но они зачастую вновь садятся за руль подшофе

В этом году удвоилось число погибших в авариях, произошедших по вине нетрезвых водил: за первый квартал любители выпить отправили на тот свет 14 человек. За первые три месяца прошлого года жертвами «пьяных» ДТП стали шесть человек.

С начала мая в регионе зафиксировано еще несколько жертв. Практически каждую неделю — новый летальный исход. На прошлых выходных бердчане ехали с дачи, перевернулись. Один погибший. За несколько дней до этого трагедия произошла в Новосибирске: водитель автомобиля врезался в дерево. Он проигнорировал требование сотрудников полиции об остановке и увеличил скорость. От полученных травм 33-летний мужчина скончался. Что заставило его скрываться от автоинспекции?

Государственный инспектор отделения пропаганды ГУ МВД по Новосибирской области капитан полиции Константин Шкабарня считает, что о тенденции роста смертности говорить пока рано.

— Да, число погибших выросло более чем в два раза, но число аварий с участием пьяных водителей осталось прежним (44 в 2016 году и 43 в 2017-м. — Прим. ред.). То есть это, скорее, случайность: где-то было больше пассажиров, кто-то на дорогу выбежал.

Пускай из-за случайности, но цифра-то выросла. Протоколы выписывают, штрафы налагают, а некоторые все равно раз за разом садятся за руль нетрезвыми.

— Что с ними делать? — рассуждает Константин Шкабарня. — Ужесточаем суровость наказания, вводим уголовную ответственность, однако все равно сохраняется контингент, который плевать хотел на закон. Человек забирает машину со штрафстоянки и на следующий день опять садится за руль пьяный, но теперь без прав. Его хоть на 40 лет лишай, это не поможет... Сплошные рейды — весьма действенный способ. Бывали случаи, когда на одном и том же месте ловили по десять выпивших водителей.

Но если такие рейды настолько действенны, то зачем их заранее анонсировать? Не лучше ли держать информацию в секрете? В ГИБДД называют две причины. Во-первых, люди жалуются, что инспекторы останавливают 100 процентов потока. Я, мол, еду по правилам, почему вы меня задерживаете? А так все предупреждены заранее. Во-вторых, такой анонс порой эффективнее, чем сам рейд. Если выпивший человек знает, что где-то в городе есть посты, проверяющие абсолютно всех водителей, то он лишний раз подумает, садиться ли ему за руль.

Получается, проблему пьянства за рулем решить нельзя, а можно только решать?

— Все-таки конечная цель — свести подобные случаи до нуля, — говорит Константин Шкабарня. — Задача — вообще не допустить пьяного за руль. Если мы его поймали или оформили ДТП, это не наша заслуга. Наша заслуга, когда он вообще не сел в водительское кресло.

Нам удалось поговорить с человеком, который на себе прочувствовал все последствия вождения в пьяном виде.

— Летом 2015 мы с друзьями отдыхали на берегу Обского моря, — рассказал он на условиях анонимности. — В планах было остаться на ночь, но в последний момент выяснилось, что забронированный домик уже занят. Тогда мы решили ехать домой. Только теперь я понимаю, что надо было хоть в канаве ночевать, но к машине не подходить! Казалось, что я почти трезв и могу нормально вести машину. Но в дороге алкоголь сильно ударил в голову, резко помутнело в глазах, я перестал понимать, что происходит. Как следствие — не вписался в поворот, автомобиль улетел в кювет. Слава богу, все остались живы! Итог: восстановление машины стоит как сама машина, чтобы оплатить штраф в 30 тысяч рублей, мне пришлось подрабатывать грузчиком несколько месяцев, права отобрали на два года. Что такое ночевка под дождем в сравнении с этим?

Госавтоинспекторы напоминают, что управление автомобилем в состоянии опьянения наказывается административным штрафом в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение водителя могут привлечь к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет, с одновременным лишением водительских прав до трех лет.

СПРАВКА
До середины 1950-х годов в СССР не существовало наказания за езду в пьяном виде. Первый в мире водитель, оштрафованный за вождение в нетрезвом состоянии, — лондонский таксист Джордж Смит. В 1897 году он заплатил штраф в 25 шиллингов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет более 5 100 рублей.