Под осень жизни
Постояльцы дома ветеранов пожаловались депутатам, что им трудно попасть на прием к врачам
Как улучшить жизнь пенсионеров-сирот? Чтобы разобраться в этом вопросе на месте, депутаты перенесли заседание профильного комитета из регионального Заксобрания в дом ветеранов.
На старости лет — без родных
Как бы уютно ни выглядели казенные стены, пожилые люди пребывают здесь вынужденно. Кто-то прикован к постели, а родственники не могут обеспечить уход. Или не хотят. А кто-то буквально бежал от семейной «опеки» и до сих пор со слезами вспоминает, как бранили «свои». В Новосибирском доме ветеранов сегодня живут 405 человек, и у каждого своя история.
Фото Аркадия УВАРОВА
— Так случилось, что на старости лет осталась без родных и жилья. Я здесь почти год. Комната хорошая, еда — четыре раза в день, инсулин — я диабетик — по расписанию, врачи всегда рядом. Гуляю, читаю, вяжу. Руки вот только болят, — рассказывает 88-летняя Эмма Яновна Робинш.
— Живем как дома. У нас чисто — каждый день моют, раз в неделю меняют постельное белье, в комнате есть чайник. Часто бывают концерты, выступают дети, — добавляет Елена Константиновна Шитова, которой 87 лет. — Но стены надоели! Скорей бы тепло, да на улицу!
Чтобы согреться душой, бабушки развешивают по стенам иконы, фотографии внучат, детей и племянников. «А родные вас помнят? Навещают?» На этот вопрос многие отвечают утвердительно. Вот только у молодежи проблемы с жильем, работой, им не до стариков…
Про особые пожелания
«Не ропщи на суровую долю, крест суровый покорно неси», — раздается пение в одной из комнат ветеранской обители. Духовный стих исполняют в честь гостей — депутатов Заксобрания. Стих долгий, протяжный, но для седовласой певуньи время течет по-особенному. «Нам спешить некуда», — смеются ветераны. Гости аплодируют.
Впрочем, были не только песни, но и вопросы. «Колясочница» Галина Сергеевна Каротина, инвалид первой группы, жалуется, что никак не может пройти полное медицинское обследование, попасть к узким специалистам.
— Что беспокоит? Все беспокоит. Но в больницу не могу пробиться.
Как быть, если направления нет, а денег на дополнительную услугу (после вычета 75 процентов пенсии за проживание в соцучреждении) не хватает?
— Мы проводим специальную ежегодную диспансеризацию, — уверяет директор Новосибирского дома ветеранов Лариса Пугачёва. — За каждым проживающим закреплен ответственный врач, который наблюдает за пациентами ежедневно. Но иногда пожилые люди высказывают отдельные пожелания, которые приходится решать в индивидуальном порядке.
Депутатам обещают, что проблемы Галины Каротиной будут улажены. Когда номер верстался, нам сообщили, что комплексное обследование Галины Сергеевны начнется уже на этой неделе.
Еще один спорный момент связан с питанием. Почему нельзя покупать еду на выбор? «Уже месяц, как у нас нет буфета, вот мы и страдаем», — переживают пенсионеры. А на кухне тем временем кипит работа. Повара рапортуют, что на обед сегодня рассольник, картофельное пюре, котлета, булочка с курагой…
В прошлом году на кухне установили новые печи. Что на обед? Фото Аркадия УВАРОВА
— Бывают жалобы, что в меню нет жареной картошки или еще чего-нибудь не очень полезного, — отвечает директор дома ветеранов. — Приходится людям разъяснять, что во всех соцучреждениях области питание централизованное, утвержденное в соответствии с социальными нормами и рекомендациями врачей.
Здоровое питание — это правильно, однако парламентарии все-таки посоветовали подумать, как сделать меню разнообразнее, с учетом пожеланий. Легко ли менять привычки, сформированные годами? Нужно, чтобы ветеранам было не только уютно, безопасно, но и эмоционально комфортно.
Пандусы и портал госуслуг
В тот день комитет Заксобрания региона по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения провел заседание в расширенном составе — с участием общественников и ветеранов. Так как раньше были жалобы на некорректное, «казенное» отношение к пожилым людям, депутаты поинтересовались, как идет подготовка персонала.
Директор дома ветеранов ответила: в этом году все соцработники пройдут профессиональную аттестацию, в учреждении создается система социального сопровождения, которая дает возможность применять индивидуальные подходы. Например, доступная среда — это не только пандусы и поручни.
Фото Аркадия УВАРОВА
Пенсионеров учат пользоваться банкоматами, компьютерами, порталом госуслуг — кому что необходимо. Кстати, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий Лисневский спросил, обеспечен ли доступ к информации людям, у которых проблемы со зрением. Этот вопрос руководители дома ветеранов взяли на заметку: «Будем работать».
Законодатели посоветовали также улучшить освещение в комнатах и отремонтировать старый корпус. Им ответили, что сметы работ уже просчитываются.
Депутат Вячеслав Журавлёв подчеркнул, что в областном центре дома ветеранов находятся в хорошем санитарном состоянии, а в селах проблем гораздо больше. Поэтому очень важно, чтобы в соцучреждениях действовали советы ветеранов. Это позволит держать ситуацию на контроле.
Почему унитаз без ободка? Как нам объяснили, здесь идет ремонт, поэтому жильцам дома ветеранов приходится мириться с таким неудобством. Фото Аркадия УВАРОВА
— Живое общение с пожилыми людьми и руководителями учреждений помогает лучше понять их трудности и проблемы, вместе обсудить, как можно помочь — выделить деньги или внести необходимые изменения в законы, — подытожил председатель комитета Игорь Гришунин.
КОММЕНТАРИЙ
Елена БАХАРЕВА, и. о. министра социального развития Новосибирской области:
— Система социального обслуживания представляет собой развитую сеть во всех районах области. В ней задействованы 17 стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов. Количество подопечных социальных учреждений с каждым годом растет. Так, если в 2015 году в домах ветеранов и инвалидов проживал 2 751 человек, то в 2016 году — 3 254. В текущем году эта динамика сохраняется.