USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Лучший способ воспитать студента

Татьяна ТИМОФЕЕВА
Фото предоставлено НГТУ
Фото предоставлено НГТУ

Президент университета рассказал о любви к самолетам и рецептах молодости

Как всегда, элегантный, улыбчивый и энергичный профессор Пустовой входит в холл Новоси­бирского государственного технического университета, которому отдал 44 года своей жизни.

Николай Васильевич сразу отметает все вопросы про возраст, говорит, что стареть некогда.

— Среди студентов, рядом с яркими и жизнерадостными мальчишками и девчонками надо всегда быть в тонусе, каждое утро бриться, надевать галстук, без которого я на работе не могу. Точно вам говорю: как только человек перестает быть преподавателем, он меняется. Буквально в течение года.

Накануне своего 70-летия доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, председатель Совета ректоров вузов Новосибирской области, президент НГТУ Николай Васильевич ПУСТОВОЙ поделился с нами мечтами и проектами. И, конечно, воспоминаниями. Например, о том, как он впервые перешагнул порог вуза.

— В 1965 году, когда я поступал в НЭТИ, самый большой конкурс был на самолетостроительный факультет. Сегодня он называется факультет летательных аппаратов. Именно высокий конкурс меня и привлек — азарт проснулся. Решил поступать и никогда не пожалел об этом решении. Все-таки по натуре я не теоретик. Люблю заниматься прикладной математикой, конкретными делами.

— Николай Васильевич, в том, что вы с такой уверенностью поступили, спасибо учителям? Кто они?

— Да, мне везло на учителей. Все мои знания математики, физики — от Иосифа Яковлевича Дорфмана. Он преподавал дисциплину так, что влюбляешься в нее на всю жизнь. Я оканчивал математический класс в школе № 128 Первомайского района. В этом сумасшедшем классе собрались ребята со всей Сибири. Они были плохо управляемые, но очень талантливые. Все до одного поступили в вузы. В НЭТИ мне опять повезло: профессор Лев Моисеевич Куршин тоже стал моим учителем по жизни — направил меня в аспирантуру. Кафедрой прочности летательных аппаратов, которой он заведовал, я занимаюсь вот уже 35 лет.

Но вернемся к началу нашего разговора. Я поступил на самолетостроительный факультет потому, что эта тема — летчики, космические корабли — захватывала, увлекала. Тогда, в советские времена, не было «платников», только бюджетники. Из ста поступивших на факультет восемьдесят медалистов. Такова была популярность авиации. Сегодня интерес снова растет.

— В сложнейшие 1990-е годы вы были проректором, образованию тогда пришлось несладко, кризис сказался на вузах, как и на предприятиях во всех отраслях.  Что запомнилось из той поры?

— Девяностые годы — это свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, очень мало денег, с другой — много свобод. Руководство вуза никто жестко не контролировал. Политика была такая: зарабатывайте деньги и тратьте на ваше усмотрение, на развитие, зарплату и так далее. Приходили энергетики с пассатижами, пытались перекрыть трубу за неуплату, но мы как-то выкручивались.

— Не возникало искушения уйти в другую сферу?

— Нет, у меня не было мысли бросить все и заняться бизнесом. Некоторые аспиранты ушли, кое-кто потом вернулся, у всех жизнь складывалась по-разному. Был интерес к работе, да и зарабатывать получалось — выполняли заказы предприятий. Кстати, в эти годы произошло историческое событие: НЭТИ переименовали в НГТУ. В свое время ректор Лыщинский привез этот термин из Германии, стал популяризировать, но импортная аббревиатура вызывала отторжение, улыбку. В 90-е годы, когда произошла «революция» во многих сферах, заговорили о технических университетах, и переименование состоялось.

— С 2005 по 2015 год — целое десятилетие — вы работали ректором НГТУ. Для университета это время стало переломным?

— В двухтысячные годы мы вошли в программу стратегического развития, в инновационную образовательную программу и многие другие проекты. Господдержка открыла новые возможности для развития вуза, в том числе по созданию студентам условий для занятий спортом, творчеством. Все-таки пять лет в университете — самое запоминающееся время жизни! Только надо не лежать в общежитии, не плевать в потолок, а использовать все возможности, заявлять о себе, не унывать, не опускать руки. Я всегда повторяю: лучший способ воспитать студента — лишить его свободного времени. Пусть занимается спортом, общественной работой, наукой. Знаете, как при Лыщинском расшифровывалась аббревиатура НЭТИ? Новосибирский эстрадно-танцевальный институт. Почему? Профессора были молодые, поощряли творчество, присматривались к любопытным, увлеченным делом ребятам, у которых горели глаза. Сегодня в студгородке НГТУ есть и поликлиника, и бассейн, и Дворец спорта — все построено на моей памяти. Хочется, чтобы университет и дальше развивался, чтобы люди говорили о нем добрые слова.