Напиток с грубым вкусом
15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей
В Новосибирске участились жалобы покупателей на качество дорогого спиртного. Кто прав — торговые сети или потребители?
В испытательном центре ФБУ «Новосибирский ЦСМ» — дегустация американского виски, на который пожаловался потребитель. Одно из условий — в дегустационной комнате запрещены любые запахи, цветовые акценты. В общем, все нейтрально: пол, стены, стол, потолок. К дегустации не допускают, если были использованы парфюмерные средства, если человек покурил или выпил (даже накануне).
Пятисотмиллилитровую бутылку виски потребитель купил в одном из гипермаркетов известной сети за достаточно большую сумму. Но спиртное показалось ему подделкой. Чтобы установить истину, гипермаркет обратился к экспертам.
Знание — сила
— Покупателя не удовлетворил вкус, запах, поэтому он сделал вывод, что продукт фальсифицирован, — рассказала после дегустации Светлана Бахман, ведущий инженер испытательного центра, эксперт-дегустатор, судебный эксперт. — Но, как мы выяснили, новосибирец все-таки купил настоящий напиток. Дело в том, что такой трехлетний виски не может приобрести тона выдержки. Ждать от него высоких органолептических характеристик не имеет смысла. Это классический, довольно рядовой виски — незрелый, резкий, довольно грубый, но все же качественный продукт, соответствующий заявленному типу. Жаль, что потребитель ожидал чего-то другого. Но в его разочаровании не виноват ни изготовитель, ни магазин.
По мнению эксперта, причина участившихся жалоб на дорогие напитки отчасти в том, что: первое — в прессе муссируется тема подделок; второе — покупатель не очень хорошо подготовлен и ожидает не то, что характерно для того или иного напитка. Затратив большие для своего кошелька деньги на напиток, приготовился к фейерверку ощущений, а вместо этого попробовал что-то не отвечающее его ожиданиям.
— Прежде чем покупать какое-то дорогостоящее спиртное, почитайте об этом напитке, — советует Светлана Бахман. — Узнайте, какие оттенки вкуса и аромата характерны для него и насколько эти характеристики отвечают вашим ожиданиям. Тогда вы не потратите напрасно деньги и не разочаруетесь.
В то же время пятьдесят процентов покупателей спиртного, обратившихся с жалобами, оказываются правы в своих претензиях, добавляет эксперт. К примеру, случается, вино забродило прямо в бутылке! Возможно, это вина производителя. И, безусловно, оставлять без внимания такие случаи нельзя, ведь это поможет всем участникам рынка более требовательно относиться к качеству.
Но есть производители, которые не дожидаются недовольных покупателей. К примеру, в Новосибирской области есть производитель алкогольных и безалкогольных напитков, который в течение нескольких лет на собственные средства проводит в ЦСМ экспертизу продукции своей и своих конкурентов. Результаты исследований направляет на свой завод, где делают соответствующие выводы и подтягивают качество.
Полтергейст поневоле
Если у вас вдруг сам по себе перезагружается компьютер, с наступлением темноты перестает работать телевизор, возможно, ваши соседи просто купили новые некачественные светильники.
О том, что такое электромагнитная совместимость, заговорили с появлением радио. Дело в том, что приемник работал то хорошо, то плохо. И тогда попробовали предположить, как на это можно влиять.
Теперь это целая наука, дорогостоящие вложения, исследования — как техника, которая находится в нашем доме, на улице и вообще повсюду, уживается между собой, а также с нами — живыми людьми.
Павел Морозов. Фото предоставлено ФБУ «НОВОСИБИРСКИЙ ЦСМ»
— Многие, наверное, помнят, что в советские времена в каждом доме была электробритва, — рассказывает Павел Морозов, ведущий инженер испытательного центра ФБУ «Новосибирский ЦСМ». — Когда ее включали, в соседних квартирах на экране телевизора начинался «снежок». Тогдашние телевизоры были очень восприимчивы к помехам. Сейчас жидкокристаллические мониторы тех же компьютеров совершенно невосприимчивы к работе бытовых приборов.
Даже местные производители уделяют этому немало внимания. Например, недавно эксперты центра испытывали «лампочку томича» — разработку томского НИИ.
— Они очень серьезно подошли к этому вопросу, — рассказывает инженер. — В образцах были неудачные моменты, они их дорабатывали, получили сертификат и выпустили на рынок очень интересную продукцию: лампочка выглядит как обычная, но не нагревается, а тот маленький преобразователь энергии, спрятанный в цоколе, уж точно не создаст проблем при работе техники.
Но встречаются и другие примеры: в испытательный центр как-то обратилась компания, которая заподозрила неладное из-за установленных в офисе… китайских светильников. Там освещение появилось, а вот телевизоры перестали работать. Экспертиза показала: допустимая норма по ЭМС в светильниках превышена в 400 раз!
— Чтобы минимизировать такие негативные эффекты, на каждое изделие производители стараются установить так называемые ЭМС-фильтры, — объясняет Павел Морозов. — По ним сейчас установлены жесткие требования. В Европе, например, нарушившие нормативы производители могут заплатить большой штраф — до 500 тысяч евро.
Но вот что касается воздействия излучений техники на человека, которой буквально напичкано пространство вокруг, сожалению, тут мало что изучено. По словам эксперта, по поводу биологического влияния на организм ведутся только разработки стандартов.
— Мы делали замеры рядом с работающей микроволновкой — излучение порой в десятки раз превышало санитарные нормы. Но на расстоянии метра энергия падала более чем в два с половиной раза, — привел пример Павел Морозов. — Скорее всего, в ближайшем будущем какие-то требования в этом отношении появятся. Это очень важно. Ведь особенность электромагнитного излучения — способность накапливаться в организме. Вероятно, все эти незаметные воздействия даром не проходят.
«Я сам обманываться рад»
В отношении маркировки пищевых продуктов стало больше порядка, считает Юлия Гайворонская, начальник испытательного центра ФБУ «Новосибирский ЦСМ», где проводят испытания по показателям качества и безопасности всей пищевой продукции.
Юлия Гайворонская. Фото предоставлено ФБУ «НОВОСИБИРСКИЙ ЦСМ»
— Роспотребнадзор во время мероприятий по надзору за качеством и безопасностью пищевых продуктов контролирует и соответствие установленным требованиям той информации, которая предъявляется потребителю на упаковке, — уточняет Гайворонская.
Вся правда о товаре обычно написана мелким шрифтом, говорит эксперт. Порой, чтобы ее прочитать, нужна лупа. А вот то, что написано на «лице» упаковки крупными буквами, иногда вводит в заблуждение. Вот, к примеру, очень популярно в названиях продуктов слово «сливочный». Не всегда знает покупатель, что какая-нибудь «Сливочная коровка» может оказаться не сливочным маслом, а спредом, в состав которого введены жиры немолочного происхождения, что недопустимо.
«Сгущенка» и «варенка» в наименовании продукции, вероятнее всего, означают, что данная продукция выработана по ТУ и, соответственно, в ее составе также могут быть жиры немолочного происхождения. Это мы в быту говорим «сгущенка», а по ГОСТ это «молоко цельное сгущенное с сахаром». Сырьем для производства «настоящего» сгущенного молока по ГОСТ являются цельное молоко и сахар. Никаких растительных жиров.
К сведению о пищевых добавках. Если изготовителем при производстве используются пищевые добавки из серии Е, недостаточно указать только ее номер, должно быть наименование, например «лимонная кислота», а также для чего используется — например, «подкислитель». Если этого нет, может быть, стоит оградить себя от такого производителя.
В итоге совет один: читайте этикетки — производитель обязан писать полную и достоверную информацию о своем продукте.
Из хороших новостей: на прилавках магазинов появились товары со значком «Роскачество». Можно считать, это еще один шаг в сторону защиты прав потребителей. «Российская система качества» выпустила ряд стандартов, установивших более жесткие требования к продукции. И, несмотря на то что система эта добровольная, многие производители ее проходят. И тогда они получают право маркировать свои товары специальным знаком. К тому же на сайте «Роскачества» можно найти реестр и узнать, какие отечественные товары подтвердили высокий уровень качества.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФБУ «НОВОСИБИРСКИЙ ЦСМ»
Испытания пищевой продукции
Бахман Светлана Юрьевна, ведущий инженер, эксперт судебной нормативной экспертизы в области охраны здоровья, защиты прав потребителей и производителей при оказании услуг, производстве и обороте продукции пищевой промышленности, эксперт-дегустатор в области напитков, ликеро-водочной и винодельческой продукции.
ул. Революции 36, каб. 116. Тел. (383) 210-07-72. E-mail: bahman@ncsm.ru
Лаборатория испытаний электронной аппаратуры
Руководитель направления — Морозов Павел Леонидович.
пр. Дзержинского, 2/1, каб. 217. Тел. (383) 278-20-36. E-mail: morozovp@ncsm.ru