USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Разговор о жизни и любимой работе

Катерина КОШКИНА
Ирина Михайловна Михно. Отличник народного просве­щения, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный житель Ленинского района. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ее имя занесено в энцикло­педию «Лучшие люди России». Победитель всероссийских профессиональных конкурсов «Женщина — директор года» и «Управленческий ресурс». Имеет большой педагогический и управленческий опыт: 35 лет она возглавляет школу. Благодаря грамотному руководству учебное заведение с 1981 года успешно прошло путь от средней общеобразова­тельной школы до эксперимен­тальной площадки, 
школы-гимназии и в 1996 году первым в городе получило ста­тус муниципальной гимназии. На протяжении многих лет Вторая гимназия входит в сотню лучших образовательных учреждений России. Фото предоставлены Второй Новосибирской гимназией
Ирина Михайловна Михно. Отличник народного просве­щения, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный житель Ленинского района. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ее имя занесено в энцикло­педию «Лучшие люди России». Победитель всероссийских профессиональных конкурсов «Женщина — директор года» и «Управленческий ресурс». Имеет большой педагогический и управленческий опыт: 35 лет она возглавляет школу. Благодаря грамотному руководству учебное заведение с 1981 года успешно прошло путь от средней общеобразова­тельной школы до эксперимен­тальной площадки, школы-гимназии и в 1996 году первым в городе получило ста­тус муниципальной гимназии. На протяжении многих лет Вторая гимназия входит в сотню лучших образовательных учреждений России. Фото предоставлены Второй Новосибирской гимназией

О чем мечтает директор Второй Новосибирской гимназии и что она советует молодым

Наш регион по праву гордится интеллектуальным потенциалом, и основы его закладываются еще в школе — очень важно вырастить из ученика современного, конкурентоспособного, интересного и творческого человека.

Директор Второй Новосибирской гимназии Ирина МИХНО 35 лет руководит одной из лучших общеобразовательных организаций города. О своей работе и о себе она рассказывает читателям «Советской Сибири».

Об удачах и неудачах
— Ирина Михайловна, почему вы выбрали именно эту профессию? Ведь наверняка это был неслучайный выбор?

— Наверное, у меня такой склад ума. Еще в детсадовском возрасте я редко играла в куклы, гораздо чаще — в школу. И, конечно же, каждый раз я была учительницей. Не помню, чему я тогда «учила» соседских ребятишек, но, видимо, именно тогда научилась владеть аудиторией, зажигать людей и вести их за собой. Но шутки шутками, а если серьезно, то я глубоко убеждена: школу надо любить, только тогда можно идти в учителя.

— Лишь сильные личности могут признавать свои ошибки и учиться на них. Какие ваши главные профессиональные удачи и неудачи?

— На самом деле вы правы. Любой мыслящий человек никогда не бывает полностью доволен собой. И объективно достичь идеала невозможно, на то он и идеал, а значит, всегда есть над чем работать. Я не боюсь признавать свои ошибки. Когда мы, педагоги, собираемся на рабочие совещания и, казалось бы, есть за что хвалить и чему радоваться, я всегда указываю коллегам: а вот здесь мы недоработали, здесь недотянули, если бы сделали это по-другому, результаты были бы лучше. Главное — не успокаиваться на успехах, а всегда анализировать ситуацию с позиций — что можно было бы еще сделать, чтобы получить лучший результат. Поэтому удачи с неудачами найти можно всегда!

Главной своей удачей я считаю то, что мне удалось создать удивительный педагогический коллектив. Все достижения Второй гимназии — это полностью заслуга ее коллектива. Мне повезло собрать людей, которые работают не за зарплату, а для удовольствия. Не сочтите мои слова излишне пафосными, но я вижу, как у наших учителей горят глаза, когда они занимаются своим любимым делом. Вот только один пример. Одна наша учительница, как мне стало известно, целый месяц каждый свободный час разрабатывала с учениками модель микрокалькулятора, которая бы наглядно демонстрировала арифметические действия с помощью шариков. Никто ее об этом не просил и уж тем более не заставлял. Просто она сама загорелась этой идеей и повела за собой детей.

Многие наши педагоги проявляют подобную инициативу, зажигают идеей учеников, экспериментируют, радуются достигнутому. Работать с такими людьми — настоящая удача.

— Наверное, нелегко руководить таким коллективом? Что вам в этом помогает?

— Наверное, я по натуре лидер. Действительно, коллектив у нас преимущественно женский — хотя мужчины есть, и хотелось бы, чтобы их было больше, — а таким коллективом руководить всегда нелегко. Я часто говорю коллегам: «Звезды вы мои, у меня вас так много, главное, чтобы вы не заискрились». Понимаете, каждый из наших педагогов в своем роде звезда, это настоящие профессионалы и при этом творческие личности. Это значит, что у каждого характер соответствующий, каждый знает себе цену и вполне заслуженно ожидает, что его труд оценят. Нелегко бывает, чего уж там… Но пока у меня получается!

010-12-02.jpg

Не отступать и не сдаваться
— Есть ли у вас любимые ученики? И позволено ли учителю иметь любимчиков?

— Любимчиков быть не должно. А любимые ученики, конечно же, есть, их много. Есть дети, которые умиляют, есть такие, которые вызывают восхищение и даже восторг. Ими я горжусь. Но, с другой стороны, с таких учеников и спрос больше. На них постоянно лежит ответственность, они стараются не подвести директора, то есть меня, потому что я надеюсь на них. Одни ученики прекрасны, например, на чемпионате JuniorSkills. Другие — на сцене. Есть у нас выпускник, очень творческая личность, все школьные вечера проходят под его руководством, он и сценарист, и режиссер. Среди школьников авторитет его огромен. Еще один восьмиклассник — великолепный математик. Есть девочка, которая поет, танцует, снимается в кино, при этом еще и предпринимательством занимается. Ярких детей много, я о них могу бесконечно рассказывать.

— Вы много лет в профессии. Какой главный совет вы бы дали начинающим педагогам?

— Никогда не отступать.

— В смысле?

— Ну, понимаете, когда я только пришла в школу, мне было очень нелегко. Такой случай. Захожу в класс, а ученики стоят, смотрят мне преданно в глаза и тихонько мычат. Сажусь и начинаю заниматься своими делами. Они тоже начинают рассаживаться. Говорю: «Я вам не разрешала садиться. Если вы мычите, значит я попала в коровник, а там, как известно, на стульях не сидят…» Дети посмеялись, и мы начали урок. Правда, в тот раз я отпустила их на десять минут позже, учитывая потерянное время урока. Да чего только не было! Но мне всегда важно было победить. И, как правило, это получалось. Дети ведь все чувствуют.

Помню, была одна девочка-сорвиголова, стоила любого мальчишки. Уроки срывала, всякое бывало, словом. И все же мы потом нашли общий язык. А к концу года — я в то время ждала ребенка — она мне тетради помогала носить, приносила морковку — витамины. Я всегда стремилась достичь уважения детей, их привязанности. И если такое удается, поверьте, для меня это настоящий кайф! Поэтому посоветовала бы молодым учителям никогда не отступать и не сдаваться, какие бы ни встретились на их пути трудности.

Учить и воспитывать
— Сегодня часто приходится слышать, что школа должна оказывать образовательные услуги, а не воспитывать. Вы с этим согласны?

— Нет, конечно. Я вообще не понимаю, как такое возможно: учить, но при этом не воспитывать. Сам по себе процесс обучения уже воспитательный. Ведь буквально все воспитывает детей: как учитель одет, какие на нем украшения, как он разговаривает. Искренне верю, что детей можно и нужно воспитывать на собственном примере, поступках. Я посоветовала бы на монументе Славы постоять молча с ребятами у Вечного огня, поискать на стелах фамилии их прадедов, павших за Родину, возложить цветы и надеяться, что брошены семена патриотизма. Уверена, такой совместный поход принесет больше пользы, чем разговоры об этом на классных часах. Любое действие воспитывает как положительное, так и отрицательное, и педагог всегда должен помнить об этом.

Был такой случай. Прихожу как-то на мероприятие в театр «Глобус», а охранник окликает меня по имени-отчеству. Разговорились. Оказывается, это мой бывший ученик. Как-то у него папа уехал в командировку, а маму положили в больницу. Я после уроков забрала его к себе домой, накормила, уложила спать, рубашку ему постирала и погладила — словом, сделала так, как любая женщина поступила бы на моем месте. Этот случай запомнился моему ученику на всю жизнь. Он мне об этом и рассказал, а я не помнила. Это был для меня естественный поступок классного руководителя.

— Вы умеете мечтать? Какая ваша главная мечта?

— Если в профессиональном плане, то я мечтаю, чтобы у нашей гимназии появилась пристройка. Мы бы там расположили начальные классы, творческие и технические мастерские, лаборатории, детский технопарк, дополнительный спортзал. Без пристройки школа не сможет дальше развиваться. И я эту мечту по возможности везде продвигаю. А если вы о личном, то мечтаю о том, чтобы в моей жизни не было больше потерь…

— Вы такая яркая, красивая женщина. Как удается всегда сохранять этот образ? Вас это не напрягает?

— Совсем нет. Наверное, я в прошлой жизни была модельером. Мне иногда снятся потрясающе яркие сны, где я вижу необычные фасоны, модели костюмов, платьев. Поисками одежды я себя не загружаю, покупки делаю решительно и чаще всего неожиданно для себя. Пойду, например, в торговый центр за продуктами, поднимусь на второй этаж и... куплю себе понравившуюся юбку. А блузу к ней или оригинальный браслет могу приобрести в другом магазине, совсем в другое время и иногда в другой стране. Как многие женщины, я люблю и украшения, и бижутерию. Мой любимый камень — аквамарин.

Жизнь состоит не только из радостей. В моей жизни было много трагедий, много потерь, и каждый раз надо было суметь подняться. Вокруг меня много добрых, настоящих людей, которые искренне и заботливо помогали мне, и я безгранично им благодарна. Они стали мне родными. К сожалению, бывает и так, что родные люди, живущие рядом, могут быть чужими... Спасибо судьбе за то, что я богата друзьями.