USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Неиссякаемая жажда познания

Валентина МАЛЬЦЕВА
Профессор Василий Синенко. Фото Аркадия УВАРОВА
Профессор Василий Синенко. Фото Аркадия УВАРОВА

Как избежать школьной формулы «выучил — сдал — забыл»?

Ключевой фактор повышения качества образования профессор Василий Синенко видит в системе инновационного управления отраслью. Остается ли при этом место для «живой силы» педагогики? Или на смену вот-вот придет виртуальный ментор?

Наверное, нет в Новосибирской области и за ее пределами педагога, которому не было бы знакомо имя Василия Яковлевича Синенко. У него учились не только дети, студенты, но и учителя, а также известные ученые. У многих нынешних профессоров он был научным руководителем. А кто-то благодаря новосибирской телепередаче «Уроки физики», которую Василий Яковлевич вел 15 лет, выбрал себе профессию учителя.

Было и голодно, и холодно
— Я вырос в селе, в многодетной семье. Когда я родился, шли самые тяжелые бои Великой Отечественной войны. Чтобы осознавать, насколько трудна была военная и послевоенная жизнь в тылу, я был слишком мал. Но, думаю, было и голодно, и холодно, если судить по тому, что в памяти засело «праздничное» событие: я видел, как кусковой сахар кололи ножом на очень маленькие кусочки и эти крохи раздавали детям.

Старшие братья мне потом рассказывали, что в доме было почти нечего есть, но мне как младшему варили кашу из всего, что можно употребить. Мама плакала, когда у меня щечки обвисали, видимо, от недоедания. Родителям было трудно. Из двенадцати рожденных в семье детей осталось десять. Маму наградили двумя орденами — сначала за пятерых детей орденом «Материнская слава», потом за десятерых орденом «Мать-героиня».

Нравы стоит сравнить
— Как вас приучали к труду? Вы можете оценить эти приемы? И как их сейчас применить?

— Времена невозможно сопоставить, а вот нравы стоит сравнить.

Мы с младенчества были встроены в жизнь большой семьи, где старшие всегда помогали ухаживать за младшими. Все интересное в общественной жизни происходило там, где шла работа. Например, на току по обработке зерна пшеницы. И если взрослые просили что-нибудь подать-принести, мы радовались этим поручениям.

О нравах. Однажды у нас в сарае мышка попала в пустую бочку. Мама приспособила досточку, чтобы несчастное животное смогло выбраться. Такие уроки формируют представления о ценности всего живого.

Первая моя школа, где я учительствовал, — Луговская семилетка в Краснозёрском районе. Ни разу я не слышал, чтобы учителя кричали на учеников. Тогда считалось, что двойку получает не ученик, а учитель. Его задачей было исправить эту оценку.

Мощная гуманистическая составляющая и в отношениях с учениками, и с самим собой: ты иначе не можешь, ты так воспитан. Это учителя от бога, и дети сразу чуют их, тогда рождается взаимное уважение и, как следствие, стремление учиться, а потом и работать.

Отличие машины от человека
— Сейчас в эти отношения вмешались новые технологии. На ваш взгляд, они вредят гуманизации образования?

— Сейчас многое отдано на откуп компьютерным технологиям. Хорошо, что это избавляет учителей от рутины. Но печаль в том, что мелькание картинок не развивает мышление, воображение, а значит, и оригинальные решения ни учебных задач, ни житейских впоследствии. Главное отличие машины от человека в том, что она не умеет фантазировать, а именно это качество мышления привело ко всем великим открытиям.

Нынешние радости по поводу увлечения робототехникой, когда дети из готовых деталей по инструкциям собирают движущиеся механизмы, — это лишь поверхностная оценка пустых забав. Робототехника только тогда даст положительные результаты, когда дети сами будут конструировать и изготавливать детали.

Китайцы уже учат нас высокоточным технологиям, а до этого они все копировали. Сейчас пошел опасный для нас процесс: в Китае выпускают детали, а наши дети по инструкциям собирают из них готовых роботов. Это не служит развитию, а, напротив, схематизирует и без того клишированную жизнь. Дети — пользователи готовых конструкций никогда не станут творцами.

Не стоит питать иллюзий, что мы сейчас Интернет поставили и это решит проблему качества образования. Мой школьный предмет — физика. И я с удивлением узнаю, что сейчас предлагается заменить натурные опыты виртуальными.

— Вы считаете, что важно все пощупать руками?

— Скорее, мозгами. Вот пример. Зависимость ускорения соскальзывания бруска от наклона плоскости. Рассчитайте теоретически, измерьте практически, а компьютер смоделирует процесс и покажет несоответствие теоретических расчетов практическим измерениям. Вот вам и связь компьютерных технологий с живым экспериментом, но не замена.

Что должна дать школа
— Ведь здорово сравнить такие результаты на уроке — это, наверное, зацепит воображение детей?

— Безусловно, но нынче учителю некогда. Учительская норма прошлых лет — восемнадцать часов в неделю. При этом есть возможность продумать построение, психологию урока. Без включения эмоций знание не закрепляется в сознании. «Выучил — сдал — забыл» — по такой формуле не может быть качественного образования.

— Из вашей практики есть какой-то пример «эмоционального толчка» в преподавании?

— Я работал в городской школе № 29, когда мне поручили провести открытый урок — в Новосибирск на семинар тогда приехали учителя со всего Советского Союза. На уроке изучали капиллярные явления. Жидкость в сообщающихся сосудах, как известно, устанавливается на одном уровне. И вдруг мои ученики видят, что жидкость в моем опыте, в котором сообщались капиллярные трубки, установилась на разных уровнях. Одна из учениц даже заплакала — испугалась, что у меня срывается опытное доказательство закона. А я специально поставил капиллярные трубочки разного диаметра, по тонким капиллярам жидкость поднимается выше.

Противоречия подобного рода я специально находил, чтобы зацепить, показать, что каждый закон имеет границы применения. И если детей подвести к этой границе применения закона, то в их сознании начинается поиск выхода из проблемной ситуации.

— Да, такие приемы не получится переложить на компьютер.

— Еще и потому, что в каждом конкретном классе, городе, селе требуется свое экспериментальное поле. Вот в Половинской школе Краснозёрского района составляли энциклопедию сорняков и на специальных грядках их выращивали. Это своеобразная проф­ориентация. Изучение полезных растений — это понятно, а вот кто им вредит? А потом дети узнают, что в сельскохозяйственной академии есть научная лаборатория, где наблюдают за мутациями сорняков.

Конечно, не все станут учеными, но прочная база знаний, постоянная мотивация на познание — вот что должна дать школа. И давала. Меня разбуди среди ночи, я просклоняю числительное 654 386 по всем падежам. А нынче, к сожалению, даже дикторы грешат в этой части.

Людмила Алексеевна Вербицкая, президент Российской академии образования, рассказывала мне, что один чиновник время от времени консультируется у нее, как говорить правильно.

— И кто это?

— Путин Владимир Владимирович.

Жажда познания
— Есть надежда, что мы не погрязнем в невежестве? Или решим, что не так уж и важно склонять эти числительные?

— На прошлой неделе я узнал, что в волейболе скоро нижний мяч разрешат брать ногой. А у нас было иначе: падай, но отбивай пальцами. Я был капитаном волейбольной команды в институте, а в школе тренировал волейбольную сборную девочек.

Упрощение не есть развитие. Склонение числительных, правильное ударение, жесты, поведение, знание языка — все это и многое другое, как пазлы, слагают пласты культуры. Если вынимать понемногу ее частички, произойдет полное разрушение национальной идентичности.

— В чем состоит сегодня прямая задача учителя?

— И сегодня, и всегда: привить ребенку неиссякаемую жажду познания, а результаты поставить на службу общественному благу.

— Нужна какая-то радикальная реформа образования в нашей стране?

— Мои надежды в педагогике связаны не с реформами, а с теми, кто сегодня идет к детям на уроки. Среди молодых коллег я, к счастью, встречаю настоящих, от бога, учителей. Они не дадут расшатать прочный фундамент школы. Традиции никуда не делись, и все мы черпаем из этого источника. Скоро будет издан учебник регионоведения, вижу в этом признак поиска надежных опор в любви к нашей области, ее лучшим практикам.

…Не перестаю думать о своей малой родине — о Краснозёрском районе, о Половинном… Глубоко убежден, что на Краснозёрской земле сложилась особая, характерная для этого региона система обучения и воспитания детей. Не хочу ее идеализировать на волне ностальгии. Безусловно, в системе образования и в Краснозёрском районе, как и везде, много проблем. Но есть образовательные традиции, заложенные много лет назад учителями и руководителями этой отрасли. Есть свой «аромат» становления подрастающей личности на Краснозёрской земле. Имею полное право так говорить, потому что посмотрел и изучил многие тысячи школ в разных регионах России и за рубежом. Безусловно, главными нашими наставниками были родители, но учителя Половинской школы обеспечивали педагогическое сотрудничество с родителями. В селе жили одной большой семьей, такие традиции никакие реформы не в силах изменить.

ДОСЬЕ
Василий Яковлевич СИНЕНКО, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, автор более 350 научных работ.