USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Где спрятан первый мотоцикл?

Никита ДМИТРИЕВ
Фото Никиты ДМИТРИЕВА
Фото Никиты ДМИТРИЕВА

Старинный «Нортон» не выставлен на всеобщее обозрение. Его безуспешно пытались выкупить известные коллекционеры. Чем же он так ценен, почему музейщики берегут машину как зеницу ока и прячут его в подвале?

Мотоцикл марки «Нортон» был выпущен в английском Бирмингеме в 1909 году. Как он попал в Ново-Николаевск, история умалчивает, но известно, что таких во всем уезде было только три экземпляра.

Существует версия, что этот мотоцикл известный сибирский мануфактурщик Ф. Д. Маштаков подарил своему сыну, когда тот окончил реальное училище. С этим не согласна главный хранитель Новосибирского краеведческого музея Ирина Орлова: «Эта история остается очень красивой легендой, но подтверждения ей нет. Предполагаю, что в начале XX века существовала процедура регистрации транспорта, но Ново-Николаевск входил в Томскую губернию, и все данные по истории города сегодня хранятся в Томском архиве. Однако подтверждения этой легенды там точно нет. Имя первого владельца мы не узнаем никогда, просто нигде не сохранилось нужной документации».

Почему посмотреть на мотоцикл всем желающим сегодня невозможно? Ирина Орлова объясняет: «Исторические экспозиции музея открылись после ремонта только в 2016 году, а построение экспозиции процедура длительная: сначала составляется тематический план, после этого начинают работать художники, реставраторы. И тот зал, который рассказывает о Ново-Николаевске, в частности об этом мотоцикле, еще ждет своего часа. Мы предполагаем, что открытие состоится в текущем году, однако все зависит не только от нашего желания, но и от материальных возможностей. Ведь располагать предметы просто на полу неэтично».

Этот мотоцикл настолько редкий, что многие коллекционеры пытались выкупить его у музея или поменять на похожий. «В европейской части России, — говорит Ирина Орлова, — возможно, подобные экземпляры есть, но на территории Сибири такого аппарата больше нет ни у кого. От коллекционеров ретро-техники мы знаем, что данный мотоцикл очень большая редкость. Так как мы государственный музей, права на продажу или обмен экспонатов у нас нет».

В музей мотоцикл попал от Анатолия Панова. В 1970-х горожанин пытался пройти техосмотр в ГАИ, но в процедуре ему было отказано: милиционеры сказали, что транспортное средство слишком раритетное для дальнейшего использования. На семейном совете Пановы решили передать технику в музей, нежели она бы ржавела в гараже.

Так в марте 1976 года мотоцикл приехал к месту постоянной дислокации. Именно приехал — после почти 70-летнего использования он был на ходу. Панов даже приложил к мотоциклу инструкцию по эксплуатации, напечатанную в том же 1909-м. Она называлась «Правила езды на мотоциклетке Нортона». В ней не указаны максимальная скорость или объем двигателя, зато описаны возможные поломки и то, как их можно устранить: «Если заметите что-либо, не откладывайте на завтра, исправьте немедленно. Из-за пренебрежительного отношения к мелким недостаткам возникает больше неудовольствий, чем от какой-либо иной причины. Мотоциклетка не требует больших познаний в механике, но требует некоторого здравого смысла».

Краеведческий к моменту передачи экспоната подготовил все необходимые документы и выкупил аппарат у владельца. Панов не сообщил музею, кто был хозяином мотоцикла до него, отчасти поэтому невозможно установить всю цепочку его владельцев.