Баланс казны без дефицита
Принцип заокеанской бюджетной политики — жить в долг. Достоинство отечественной финансовой системы — жить на свои, заработанные
В течение двух лет министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области придерживалось сбалансированной политики, планомерно снижая долговую нагрузку на бюджет.
В результате на 2017 год его впервые за последнее время удалось сформировать практически без дефицита. Чтобы не обременить бюджет долгами, областная власть использует все инструменты его наполнения.
Базовый элемент
Какой фундамент удалось заложить в прошедшем, очень непростом году, чтобы обеспечить выполнение социально-экономических программ региона? Что будет с зарплатами, с налогами?
Анализируя минувший год, заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко отметил базовый элемент, свидетельствующий о сбалансированной бюджетной политики: область имеет высокий уровень обеспеченности собственными доходами.
Этот важный результат был достигнут, в частности, за счет того, что плановый дефицит удалось снизить на пять миллиардов рублей, почти в пять раз. Сдержанная долговая политика регионального минфина, в свою очередь, обусловила снижение госдолга. По отношению к собственным доходам за год он снизился с 55,3 до 47,7 процента. Чрезвычайная важность этого достижения состоит в том, что выполнено условие плодотворных отношений с федеральным центром. Если госдолг региона превышает 50 процентов доходной части областной казны, то не приходится рассчитывать на весомое участие в федеральных целевых программах, на субсидии и дешевые кредиты.
Денежные цепочки и в частной жизни, и в большой экономике одинаковы: финансовая взвешенность и сдержанность, бережливость и осмотрительность оборачиваются выгодой, а непродуманные долги тянут за собой вал новых обременений. Руководству области удалось заместить коммерческие кредиты в банках бюджетными деньгами федеральной казны. А это уже совсем другие процентные ставки.
Конечный смысл усилий по наполнению бюджета состоит в том, чтобы обеспечить все социальные обязательства.
Ключ к благосостоянию
Виталий Голубенко на итоговой пресс-конференции охарактеризовал ключевые направления бюджетной политики на 2017 год: снижение долговой нагрузки, стабильная налоговая политика и привлечение федеральных трансфертов.
Финансовый год должен привести к сокращению теневых зарплат, к внедрению практики проектного управления, усилению мотивации развития приростной экономики в муниципалитетах Новосибирской области.
Остается надежда и на бюджетное развитие. При этом условии решение ряда приоритетных задач позволит максимально использовать потенциал региона, развить новые точки роста экономики, в том числе стратегические проекты программы реиндустриализации.
Налоги в региональный бюджет запланированы в прежнем объеме и на прежних условиях. Но их собираемость должна вырасти. За счет усиления ряда мер по налоговому администрированию уже удалось снизить недоимку по налогу на доходы физлиц до 600 миллионов рублей.
Объем федеральных трансфертов для области станет известен не ранее марта. По предварительным расчетам, их должно быть примерно столько же, сколько в 2016 году, — порядка 16 миллиардов рублей. Сейчас идет подписание соглашений с федеральными ведомствами. Документы предусматривают целый ряд условий, согласно новой бюджетной политике государства. Без достижения ряда целевых показателей ни один регион не получит необходимой суммы из центра.
— Нас ожидает иной формат взаимоотношений по предоставлению ресурсов из федерального бюджета, — пояснил Виталий Голубенко. — Сегодня, по бюджетному законодательству, это межбюджетные трансферты, не имеющие целевого назначения и не требующие софинансирования, и по ним также введен механизм подписания соглашений между Минфином России и руководителями субъектов РФ. Условием заключения соглашений является соблюдение четырех базовых показателей: динамика по собственным доходам региона, рост инвестиций, снижение уровня безработицы, увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
В регионе созданы все условия для достижения этих индикаторов. Так, в СФО самая низкая безработица зафиксирована в Новосибирской области. А в таком депрессивном районе, как Каргатский, зарегистрировано шесть тысяч крестьянско-фермерских хозяйств.
Предвиденные и непредвиденные расходы
На ожидаемые мартовские корректировки уже есть предвиденные дополнительные (по сравнению с 2016 годом) расходы.
Как уже было заявлено ранее, один процент ставки налога на прибыль, а также часть акцизов на нефтепродукты и алкоголь, полученных в регионах, будут централизованы в федеральной казне. Этот бюджетный минус составит почти 3,5 миллиарда рублей.
Еще один минус, который тянет на полмиллиарда в расходной статье, — предстоящие компенсации жителям области в связи с ростом тарифов ЖКХ. Их не успели заложить в бюджет, поскольку решение было принято недавно. А вот рост зарплат в бюджетной сфере — безусловно обеспеченный расход. В этом году зарплаты будут увеличиваться темпами, сопоставимыми со средними по области.
Инструменты для пополнения казны
Новосибирская область в 2017 году планирует разместить пятилетние облигации на 5 миллиардов рублей.
Есть предварительные расчеты для получения в Минфине РФ бюджетного кредита на 2 миллиарда рублей под 0,1 процента годовых. Эти средства необходимы для замещения кредитов в коммерческих банках, где ставка существенно выше. При этом продолжится работа и по кредитным линиям в банках. В то же время структура долгового портфеля области постоянно оптимизируется.
— Если в течение года Центробанк принимает решение о снижении ключевой ставки, то мы выходим на кредитные организации с пропорциональным пересмотром ставки по нашим договорам, и нам всегда идут навстречу, — подчеркнул Виталий Голубенко. — Принцип выборки кредитов у нас понятный: договоры отсортированы по возрастанию ставки, и в первую очередь мы выбираем самые дешевые. Если банк не откликается на снижение ставки Центробанка, то к его услугам мы не прибегнем никогда.
Уровень госдолга к собственным доходам у региона составляет 48 процентов. Прогноз областного минфина на 2017 год — остаться на этих позициях.
— На уровне Федерации готовится изменение Бюджетного кодекса, согласно которому все субъекты Федерации будут разделены на три группы по долговой устойчивости. Чем выше долговая нагрузка, тем меньше будут возможности территории по принятию решений, — пояснил Голубенко.
По его словам, «текущий кредитный рейтинг региона дает ему мобильность». Наращивать госдолг нет смысла, но и о кардинальном сокращении говорить тоже нет возможности, так как прогноз по собственным доходам бюджета на 2017 год находится на уровне 2016-го — около 100 миллиардов рублей.
ДОСЛОВНО
Виталий ГОЛУБЕНКО, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области:
— В целом приоритеты бюджета по сравнению с 2016 годом не претерпели серьезных изменений. В первую очередь это расходы на реализацию указов Президента РФ, дотации местным бюджетам и зарплатные межбюджетные трансферты, меры социальной поддержки граждан, расходы на медстрахование неработающего населения, дорожный фонд и транспортное обслуживание. Основные расходы капитального характера — строительство школ, модернизация систем коммунальной инфраструктуры, реализация программы газификации и обеспечения населения чистой водой.
ЦИФРА
На повышение зарплат бюджетников в 2017 году предусмотрено потратить около 1,4 миллиарда рублей.