Действия взыскателей долгов ограничили
Коллектор уйдёт, но похоронный марш останется
С 2017 года действия коллекторов серьезно ограничили поправки к закону об осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Теперь их будет контролировать служба судебных приставов. Однако лазейки для недобросовестных взыскателей долгов остались.
Регионалы переборщили
По мнению экспертов, в большинстве случаев закон нарушали небольшие региональные коллекторские агентства. Именно с ними было связано большинство проблем, о которых на протяжении последних лет говорили СМИ: поджоги домов «коктейлем Молотова», нанесение увечий детям, угрозы физической расправы, надписи в подъездах и прочее.
Эксперты и участники рынка встретились с журналистами на пресс-конференции «Нюансы закона о коллекторах — взаимодействие коллекторов с должниками и государственными взыскателями» в студии «На Вертковской».
Главная идея нового закона — пресечение незаконных действий частных взыскателей долгов и контроль их деятельности. Закон будет распространяться исключительно на кредитные обязательства, но никак не на взыскание задолженности по коммунальным платежам и любых других долгов, которые определены судебным решением (это право принадлежит судебным приставам). Коллектор, который начнет нарушать закон, окажется на грани увольнения и обязан будет оплатить штраф — от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
Марш не запретили
В новом законе коллекторские агентства поставлены в жесткие рамки. У компаний, занятых на этом рынке, чистых активов (собственных средств) должно быть не менее 10 миллионов рублей.
— Мне кажется, что авторы документа писали его с юмором, так как коллекторам теперь самим запрещено иметь просроченную более 30 дней задолженность по суду, — говорит генеральный директор ЗАО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин. — По новому закону все жестко регламентировано. Ограничено общение с родственниками должника. С должником разрешено встречаться не более одного раза в неделю. Нельзя делать более одного звонка в день и посылать более двух СМС-сообщений. Если этот регламент нарушен, должник имеет право обратиться в службу судебных приставов.
Сейчас в официальном государственном реестре, который размещен на сайте Федеральной службы судебных приставов, находится 26 коллекторских агентств. Они имеют право работать в любом регионе России, в том числе и в Новосибирске. Об этом рассказала заместитель руководителя Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (г. Москва) Любовь Саратова. По ее мнению, лазейки для недобросовестных коллекторов из-за расплывчатости понятий и терминов в новом законе все же остались: «Например, в документе не сказано, что при звонке нельзя включать похоронный марш».
Кто во что горазд
— Профессиональные взыскатели к закону относятся достаточно позитивно, они сами настаивали на введении государственного регулирования на этом рынке, — напомнила Любовь Саратова. — Наконец-то поставлен барьер для криминала, непрофессионалов, совсем мелких компаний. С другой стороны, закон довольно сырой. Правоприменение очень многих терминов совершенно непонятно, и мы ждем разъяснений к закону. Отмечу, что Федеральная служба судебных приставов старается работать максимально оперативно в этом направлении, но не хватает пока разъяснений к понятиям. Например, к таким как «контакт». Как действовать коллектору, если должник бросил трубку? Можно ли перезвонить еще раз? Сейчас и кредиторы, и должники толкуют понятия закона каждый в свою пользу.
Любовь Саратова сообщила, что около 70 процентов взысканий приходится на кредиторов и только 30 процентов — на коллекторские агентства. По мнению заместителя главы ассоциации коллекторов, на фоне разговоров о недобросовестных взыскателях и защите граждан мало информации о недобросовестных должниках. Около 15 процентов должников — это люди, которые осознанно уклоняются от платежей, имея возможность их осуществлять.
Текст Федерального закона № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» опубликован в «Российской газете».