Секрет белых россов
Почему в Новосибирске так много белорусских товаров?
«Произведено в Республике Беларусь». К такой надписи на товарах новосибирцы уже привыкли. Сыр и обувь, косметика и трикотаж продаются в крупных сетях, на рынках, в фирменных магазинах. Подобное характерно не только для Новосибирска, но и для многих городов России.
Ровно и чисто
Небольшое государство, лишенное значительных запасов нефти, газа и прочего прибыльного сырья, сделало ставку на производство. Пока сибиряки сетуют на сложности продвижения на внутренний и внешние рынки товаров и услуг, Беларусь «гонит» на экспорт 75 процентов продукции. О том, как предприятиям страны живется в условиях нового рынка, узнали российские корреспонденты, побывавшие в пресс-туре по приглашению президента Александра Лукашенко.
Одна из самых больших республик бывшего Советского Союза до сих пор хранит видимую связь с нашим общим прошлым. Для россиянина средних лет трогательно и ностальгически звучат «городской исполнительный комитет» или «председатель облисполкома», герб государства тоже радует — он немногим отличается от того, советско-республиканского. Бесплатная медицина, государственное управление сферой ЖКХ — для нас это все из «додевяностых», когда, как любят вздыхать на форумах, «порядка было больше».
Что касается последнего, то в Беларуси в прямом смысле слова полный порядок. Характеристика «чисто и дороги хорошие» относительно республики уже считается чуть ли не штампом. Но для впервые прибывшего это удивительно: ни бумажки, ни окурка, ни небрежно выброшенной бутылки нет ни в городах, ни в селах. И дороги. У нас — с восклицанием «Эх!», а там — «Вот это да!».
Шевелиться надо!
«Вот это дороги» ведут нас от предприятия к предприятию. Организаторы пресс-тура рассказали: производства есть не только государственные, но и частные. Одно из них — могилевский «Технолит», практически штучное изготовление деталей чугунного литья по инновационной технологии. Разговор постоянно вертится около «А как вам без нас тогдашних?» и «А как вам с нами теперешними?».
— Главным минусом распада Советского Союза я считаю потерю внутреннего рынка, — рассуждает Александр Бодяко, директор предприятия. — В рамках огромного государства у нас была возможность производить все, что необходимо. Причем одна республика специализировалась на одной продукции, другая — на другой. Теперь же — конкуренция всех со всеми, и не всегда это хорошо.
На «Технолите» уникальное литье делается вручную. Фото Натальи ШРЕЙТЕР
Предприятие Александра Бодяко вполне конкурентоспособно. Комплектующие и запчасти для дорожной, сельскохозяйственной и спецтехники поставляются, помимо Беларуси, на Урал, в Пензу, Питер. На некоторых заводах для продукции «Технолита» даже отменен входной контроль качества. Помогает ли в развитии частной компании государство?
— Лишь бы не мешало, — смеется Александр Михайлович. — Но на самом деле поддержка есть. И кое-какие льготы по налогам для высокотехнологичных производств, и работа инвестиционного фонда. Так, мы на конкурсной основе представили один из своих проектов и получили на его реализацию грант — около 400 тысяч долларов.
На тему ведения бизнеса практически в унисон отозвался на пресс-конференции для российских журналистов президент Беларуси Александр Лукашенко.
— Хочешь заработать — надо немножко шевелиться, государство подставит свое плечо, — эмоционально заявил он.
Поработал — отдохни
Заработать и обеспечить приемлемый уровень жизни в Беларуси имеют возможность не только горожане. Лет пятнадцать назад в стране появились так называемые агрогородки. В «Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы» они определяются как качественно новый тип сельских поселков — благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура.
В рамках пресс-тура мы побывали в одном из них — Александрии Шкловского района. Александрия — родина президента Лукашенко. Бывает он здесь часто, встречается с учителями из своей школы, участвует в праздниках, выходит поработать в поле. Может быть, из-за особого внимания первого лица поселение выглядит образцово-показательным. Впрочем, по словам белорусов из других регионов, принцип везде одинаковый: есть где работать и чем занять свой досуг.
В Александрии, помимо обязательных школы, детского сада, амбулатории, музея и клуба, недавно построен крытый спортивный комплекс площадью 10 700 квадратных метров. Каток, бассейны, тренажерные залы. Это, кстати, результат еще одной государственной программы, направленной на развитие спорта, обеспечение возможности заниматься физической культурой для широкого круга людей. Уже сработало: в недавнем рейтинге информационного агентства Sportcal Минск вошел в двадцатку самых спортивных городов мира. По наблюдениям российских журналистов, активно пропагандирует спорт не только столица: спортплощадки и стадионы регулярно попадались нам на глаза и в Могилёве, и в Бобруйске.
Робот для буренки
Больше половины населения Шкловского района работает в акционерном обществе «Александрийское». Предприятие, созданное в 2005 году, развивает сразу несколько сельхознаправлений: заготовку кормов, откорм скота и переработку мяса (вкуснейшие, надо сказать, деликатесы), производство молока, выращивание яблок и грибов вешенок.
Город Шклов сделал своим символом вот такой симпатичный огурец. Фото Натальи ШРЕЙТЕР
Из всех производственных площадок особое впечатление произвела молочная ферма. Коров здесь доит робот. Конечно, не поблескивающий андроид из фантастических фильмов, а специальная камера, которая знает о корове практически все. Например, что буренка должна приходить на дойку каждые восемь часов. Пришла вовремя — молодец, получи вкусный концентрат на десерт. Поспешила за угощением — проходи мимо, доить не будем. Секрет в чипе, который вмонтирован в ошейник животного и дает технике всю информацию. Как рассказали специалисты комплекса, с одной коровой робот управляется за 8–12 минут. Сначала тщательно помоет специальными щеточками, потом подоит по щадящей технологии. Тут же проанализирует молоко и, если оно не соответствует заданным параметрам, сообщит ветеринару.
АО «Александрийское» оставляет ощущение процветающего предприятия, цифры демонстрируют прибыль. Подобные показатели — увеличили, нарастили, расширили — и в других государственных компаниях: «Могилевлифт», «Бабушкина крынка», «Белшина». Когда собственными глазами видишь динамичные производства, уже язык не поворачивается сказать: «Это государство туда деньги вкачивает». Нет, белорусские предприятия не выживают на дотациях, а развиваются. А от этого и нам с вами польза.
Олигархи не появятся?
На пресс-конференции президента Лукашенко больше всего задел за живое вопрос об уровне доходов населения. Действительно, промышленность вроде развивается, места рабочие создаются, а есть ли от этого толк простому жителю республики? По информации президента, средняя зарплата под 400 долларов.
— Но не хлебом, говорят, единым жив человек. — выдвинул контраргументацию Александр Лукашенко. — Вот, например, ЖКХ. Водоснабжение: стоимость кубометра — 15 центов в Минске, в Москве — 53. Канализация: 10 центов за куб у нас, 38 центов — в Москве. Выше в три, почти в четыре раза. Горячее водоснабжение: у нас — 62 цента за куб, в Москве — 2 доллара 61 цент. Техническое обслуживание: у нас 5 центов, в Москве — 70. Пользование лифтом в разы выше. И так далее. Продукты были бы значительно дешевле, если б нас не подхлестывал ваш рынок. Как только у вас цены на продукцию поднимаются высоко, мы не можем не бежать за вами, потому что у нас единое экономическое пространство. Мы должны балансировать. В противном случае в течение полугода в Беларуси не останется никаких товаров. Они просто — и так уже было несколько раз на моей памяти — вымывались, скупались вами мгновенно.
Нам говорят: вот единое пространство, конкуренция и так далее. А как честно конкурировать? Как конкурировать, если для субъектов хозяйствования в последнее время созданы неравные условия? Перекос сильнейший. Мы за 160 долларов жжем газ, чтобы получить электроэнергию, а вы за 60. При производстве автомобиля на КамАЗе и аналогичного авто в Минске составляющие себестоимости те же: сырье, ресурсы, материалы и заработная плата. И нам, чтобы конкурировать на вашем рынке, на нашем общем рынке, с такими составляющими себестоимости приходится «ужиматься» по всем направлениям, в том числе и по заработной плате. Отсюда и налоги меньше, отсюда и военные у нас меньше получают... Поэтому нам приходится «поджиматься». Мы людям объясняем, что мы не можем просто поднять заработную плату даже при наших жестких экономических расчетах. У нас шарлатанства в экономике нет. Мы считаем каждую копейку. Если позволим здесь разного рода шарлатанам карманы набивать, то появятся олигархи, и «капут» будет нашим предприятиям, и люди останутся без работы. Вот как складывается ситуация в экономике, так мы и живем. Но я чувствую, что экономика начинает оживать. Около 400 долларов зарплата у нас сейчас будет по году. При низкой инфляции. Это хорошо. А в следующем году надо выйти на 500...