USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Что на карте коррупции?

Фото с сайта park72.ru
Фото с сайта park72.ru

Одно из направлений работы министерства юстиции региона — реализация антикоррупционной политики Новосибирской области

Важнейшим элементом антикоррупционной политики остается оценка коррупционных рисков. С этой целью создается так называемая карта коррупционных рисков. Как они определяются?

Меры профилактики
Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому, помимо уголовно-правовых мер, важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерны наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств; высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

Оценка коррупционных рис­ков позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специ­фике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Законодательством предусмотрено формирование карты коррупционных рисков, которая является инструментом, позволяющим выявить коррупционные риски в деятельности органа государственной власти, а также разработать меры по их устранению или минимизации.

Карта коррупционных рисков составляется для каждого органа государственной власти и включает перечень полномочий органа государственной власти, реализация которых сопряжена с коррупционными рисками; перечень должностей органа государственной власти, исполнение обязанностей по которым сопряжено с коррупционными рисками, при назначении на которые и при замещении которых должны подаваться сведения о доходах, расходах, имуществе государственного гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Карты коррупционных рисков рассматриваются и утверждаются комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Не реже чем один раз в год карты подлежат актуализации, а при наличии оснований, таких как перераспределение полномочий или функциональных обязанностей, изменение структуры органа государственной власти, поступление информации от СМИ, правоохранительных органов, общественных некоммерческих организаций, на основании материалов рассмотрения обращений граждан, материалов комиссии, уведомлений о фактах склонения к коррупционным правонарушениям и так далее должны актуализироваться в максимально короткие сроки.

Карты коррупционных рисков размещаются на официальных сайтах органов государственной власти в разделе «Противодействие коррупции», во вкладке «Карта коррупционных рисков».

Щит экспертизы
Приоритетным направлением в деятельности министерства остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Наряду с органами прокуратуры и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции министерство юстиции Новосибирской области на территории региона проводит антикоррупционную экспертизу в отношении действующих законов (и их проектов) Новосибирской области, а также действующих нормативных правовых актов (и их проектов) губернатора и регионального правительства.

Каков порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов? Этой процедуре подлежат все без исключения документы или есть какой-то принцип отбора? Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы закреплены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Необходимость принятия данного закона обусловлена исполнением норм, закрепленных в Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также иных международных нормативных правовых актов, посвященных вопросам борьбы с проявлениями коррупции.

В перечне основных мер по профилактике коррупции антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов определена в качестве самостоятельного направления.

Важной особенностью антикоррупционной экспертизы является тот факт, что она проводится в отношении правовых актов и их проектов, имеющих статус нормативных. Именно нормативные правовые акты устанавливают общие правила поведения и рассчитаны на неоднократное применение, могут содержать нормы, создающие условия для злоупотребления должностными лицами своим служебным положением и, как следствие, нарушения прав и законных интересов граждан. Акты же индивидуального характера (ненормативные правовые акты) зачастую являются уже следствием реализации тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах.

Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы установлен губернатором Новосибирской области (постановление губернатора Новосибирской области от 01.11.2010 № 345 «Об утверждении Инструкции по документационному обеспечению губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области») в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).

В результате проведения антикоррупционной экспертизы эксперты — сотрудники министерства юстиции Новосибирской области — составляют заключения, содержащие пояснения по допущенным в проекте нормативного правового акта нарушениям и рекомендации по их устранению. Проекты нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, подлежат доработке и повторной антикоррупционной экспертизе. На официальном сайте министерства юстиции Новосибирской области еженедельно размещаются сведения о результатах этой работы.

Важным шагом минимизации коррупционных рисков в процессе нормотворчества является закрепление на законодательном уровне участия в данном процессе гражданских институтов. Граждане и организации обладают правом в качестве независимых экспертов проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (ст. 5 Закона). Нельзя не признать, что на территории Новосибирской области существует проблема низкой активности независимых экспертов. Несмотря на то что наш регион занимает лидирующее положение среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству аккредитованных независимых экспертов (45 юридических и физических лиц), за период с марта 2013 по сентябрь 2016 года поступило всего два экспертных заключения.

АКЦЕНТ
Коррупционный риск — совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.