Самоуправление с большой буквы
Чтобы диалог власти и гражданского общества, научного и экспертного сообществ был по-настоящему эффективен, необходимо укреплять и подпитывать стремление всех сторон к взаимодействию
В регионе расширяется межмуниципальное сотрудничество, процесс взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления перешел на принципиально новый уровень. О том, что сегодня происходит в этой сфере, в интервью «Советской Сибири» рассказывает министр региональной политики Новосибирской области Игорь ЯКОВЛЕВ.
— Игорь Николаевич, отношения министерства с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в последнее время претерпели много изменений. Расскажите об основных принципах этой работы.
— Министерство обеспечивает взаимодействие губернатора и правительства Новосибирской области с органами местного самоуправления (МСУ), осуществляет мониторинг и системный анализ состояния, динамики и тенденций развития местного самоуправления в Новосибирской области. В результате формируем предложения по совершенствованию взаимодействия с органами МСУ. Приоритетами областной государственной политики в сфере содействия развитию МСУ являются повышение эффективности деятельности органов МСУ; поощрение тех органов, которые готовы к активному сотрудничеству с населением, и самостоятельной деятельности по реализации приоритетных задач местного и регионального развития; вовлечение населения в процесс МСУ.
В своем взаимодействии с органами МСУ мы придерживаемся как традиционных, подтвержденных практикой, направлений, так и используем новые формы работы. Среди новых форм работы важнейшей является государственная программа Новосибирской области «Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016–2021 годы», которая позволяет применить комплексный, опирающийся на межведомственное взаимодействие, и системный подход к развитию МСУ в области.
— Какие задачи в свете упомянутой госпрограммы стоят перед министерством?
— Это задачи по совершенствованию механизмов регионального и муниципального управления, механизмов участия населения в развитии территорий Новосибирской области, развитию межмуниципального взаимодействия. Министерством оказывается правовая и методическая поддержка органов МСУ, осуществляется мониторинг полномочий муниципальной власти, организуются семинары-совещания по рассмотрению и урегулированию проблемных межведомственных вопросов взаимодействия органов государственной власти разного уровня и органов МСУ. В конечном итоге мы вырабатываем согласованную позицию по основным направлениям развития территорий муниципальных образований.
— Насколько жители области вовлечены в процесс местного самоуправления?
— Активизация участия населения в осуществлении МСУ — исключительно важное и актуальное направление нашей работы. Комплекс мероприятий направлен на популяризацию участия населения в осуществлении местного самоуправления. В том числе уроки местного самоуправления в школах, празднование Дня местного самоуправления и так далее. Особое внимание уделяется поддержке местных инициатив.
Для этого проводится конкурс социально значимых проектов среди сельских поселений, который направлен на развитие общественной инфраструктуры в муниципальных образованиях и повышение качества жизни на селе. Победителям конкурса на безвозмездной основе предоставляются гранты на реализацию проектов. Только в этом году поддержку получили 135 проектов во всех районах области на общую сумму 61 миллион рублей. Грантовой поддержкой охвачены порядка 160 тысяч жителей области, или более 30 процентов сельского населения.
Большое внимание уделяется развитию территориального общественного самоуправления. В этом году состоялся первый региональный форум ТОС, при губернаторе образован совет по развитию территориального общественного самоуправления в Новосибирской области, задачей которого является консолидация усилий органов власти и общественности по развитию территориального общественного самоуправления.
Проводимая в области политика в сфере содействия развитию МСУ носит системный характер. Без оказания на постоянной основе поддержки со стороны государства муниципальные образования не могут эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
— Как сказывается выборный процесс на составе органов местного самоуправления?
— Муниципальные выборы — один из основных способов формирования органов МСУ, а от их результатов напрямую зависит персональный состав муниципальной власти.
Так, в настоящее время все представительные органы муниципальных образований области формируются на муниципальных выборах. 476 представительных органов муниципальных образований были сформированы по результатам выборов 2015 года. 18 сентября этого года состоялись выборы советов депутатов ряда крупнейших городов области: Бердска, Искитима, Оби, Барабинска, Куйбышева, Татарска.
Выборы в этих муниципальных образованиях состоялись, прошли первые сессии, основная масса — в период с 10 по 14 октября, избраны руководители представительных органов, сформированы постоянные комиссии, определены планы работы. Одним из первоочередных вопросов, которые предстоит решить советам депутатов, станет избрание глав муниципальных образований.
— Как осуществляется сотрудничество с ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области» по налаживанию межмуниципальных связей?
— Межмуниципальное взаимодействие является необходимым элементом развития местного самоуправления. Совет муниципальных образований Новосибирской области — самая распространенная и востребованная форма такого взаимодействия. Сотрудничество с Советом муниципальных образований осуществляется в рамках государственной программы и соглашения, заключенного между министерством и ассоциацией. Кроме того, министерство участвует в организационном сопровождении деятельности совета.
Так, в этом году при участии министерства организовано проведение таких крупных мероприятий совета, как заседания президиума (в марте и июне), торжественное собрание членов Совета муниципальных образований Новосибирской области, посвященное 10-летию образования совета. В работе торжественного собрания приняли участие губернатор, его заместители, председатель и депутаты Законодательного собрания области, руководители министерств, первый заместитель председателя Государственной думы Российской Федерации Александр Жуков, депутаты Госдумы.
В этом году структура совета претерпела существенные изменения. Образованы новые рабочие органы, такие как палата городских и палата сельских поселений, экспертный совет. В соответствии с новыми принципами сформирован президиум совета. Все эти изменения направлены как раз на углубление и расширение форм межмуниципального сотрудничества.
Наличие в структуре совета палат, представляющих интересы городских и сельских поселений, позволит более предметно рассматривать вопросы, актуальные именно для поселений соответствующего вида. Ведь проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления сельсовета, отличаются от проблем городского поселения. Более того, в палату сельских поселений вошли представители советов муниципальных образований или советов глав, действующих в муниципальных районах. Таким образом в работе совета обеспечивается представительство всех видов муниципальных образований Новосибирской области.
— Зачем создаются эти органы и кто входит в состав палат?
— Наличие в структуре Совета муниципальных образований экспертного совета, в состав которого входят представители научного сообщества, институтов гражданского общества, будет способствовать более тесному взаимодействию с представителями общественности, научным и экспертным сообществом. Важность диалога с гражданским обществом, научным и экспертным сообществом неоднократно подчеркивалась губернатором Новосибирской области, федеральным центром. Это является одним из важнейших направлений деятельности всех публичных структур, и совет не должен быть в стороне от этих процессов.
Министерство содействует организации взаимодействия Совета муниципальных образований с межмуниципальными объединениями федерального и регионального уровней. Представители совета принимают активное участие в мероприятиях, проводимых Общероссийским конгрессом муниципальных образований, объединяющим советы муниципальных образований регионов, в работе его постоянных рабочих органов.
В частности, глава города Каргата Олег Орёл возглавляет в конгрессе палату городских поселений. Также советом при поддержке министерства осуществляется постоянное взаимодействие со Всероссийским советом местного самоуправления.
— Существует ли система обмена опытом между нашими органами местного самоуправления и органами МСУ других регионов страны?
— Осуществляется взаимодействие с региональными советами муниципальных образований. В июне текущего года при участии министерства организована рабочая поездка членов президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области в Ленинградскую область. В рамках обмена опытом представители совета ознакомились с организацией деятельности Совета муниципальных образований Ленинградской области, опытом Ленинградской области по совершенствованию территориальной организации МСУ, организации деятельности сельских старост, повышения инвестиционной привлекательности территорий, а также другими актуальными вопросами в сфере МСУ.
На районном уровне созданы структуры, направленные на организацию межмуниципального взаимодействия между муниципалитетами, расположенными в границах одного района, такие как советы муниципальных образований районов либо советы глав поселений районов. Эти структуры принимают непосредственное участие в выработке консолидированной позиции муниципальных образований районов по наиболее важным вопросам, например при решении вопроса о законодательном закреплении за сельскими поселениями полномочий и количества реализуемых ими вопросов местного значения.
Тенденции развития МСУ свидетельствуют о повышении роли и значения межмуниципального сотрудничества, об усилении взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов МСУ.
Источник VN.RU