Трудимся вместе, каждый незаменим
Опыт Новосибирской области в построении и развитии эффективной системы защиты населения востребован в других регионах страны
Сложная жизненная ситуация может быть обусловлена самыми разными причинами: инвалидностью, потерей работы, наличием в семье тяжело больного ребенка.
Есть вполне определенные категории граждан, которые имеют право на особую помощь и заботу со стороны государства. Так, у всех на слуху сегодня проблемы, связанные с созданием безбарьерной, комфортной и доброжелательной среды для людей с ограниченными возможностями. Регулярно корректируется закон о социальной защите инвалидов. Как решаются все эти актуальные вопросы в нашем регионе? В спецвыпуске «Кабинет министров» мы расскажем о тех программах и проектах, которые реализуются министерством социального развития области.
За социальными службами Новосибирской области стоит большой и серьезный объем работы: это свыше пяти миллионов услуг ежегодно и около пятисот тысяч их получателей, порядка семи тысяч замещающих семей на сопровождении, более ста поставщиков социальных услуг и партнеров — общественных организаций.
Доступность, адресность, эффективность
О том, что социальные службы региона обладают сильным ресурсом, говорят многие факты. К примеру, целый ряд проектов, которые реализует Новосибирская область, интересны и для других территорий России. В их числе реабилитация детей с тяжелыми формами инвалидности на базе Ояшинского детского дома-интерната, проект «Передышка», направленный на реабилитацию и сопровождение семей с детьми-инвалидами, проекты социального сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, социальный контракт и другие.
С 2015 года система социального обслуживания и социальной поддержки в нашей стране вступила в период глубоких преобразований. Основная задача региона, в них участвующего, — обеспечить полный объем потребности населения в социальных услугах, ориентируясь на их качество, доступность и адресность при эффективном использовании бюджетных средств.
Фото Аркадия УВАРОВА
С начала прошлого года вступил в силу Федеральный закон об основах социального обслуживания, и Новосибирская область одной из первых начала формирование нового правового пространства. За это она была неоднократно отмечена Министерством труда и социальной защиты РФ. Утвержден целый нормотворческий массив, состоящий более чем из 20 региональных и ведомственных документов, часть которых послужила основой для разработки аналогичных правовых актов в других субъектах Федерации. В области был сохранен объем социальных услуг и категории граждан, обладающих правом на бесплатное обслуживание.
Векторы преобразований
Начиная с 2013 года региональным министерством была проведена масштабная реорганизация и оптимизация стационарных учреждений. Результат — отсутствие очереди в стационары психоневрологического профиля. Стопроцентная доступность стационарного и надомного социального обслуживания удерживается по сей день. В стационарах услуги получают более 5 тысяч человек, на дому — более 16 тысяч.
В регионе сформирована эффективная модель профилактики социального сиротства. Работники соцслужб последовательно выстраивают взаимодействие с семьями, нуждающимися в особом внимании, помогают приемным родителям и опекунам. Как итог — семей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, пребывающих в интернатах, стало заметно меньше.
Сохраняют актуальность вопросы создания безбарьерной среды и условий для комплексной реабилитации инвалидов. Это одно из важных направлений работы всех органов исполнительной государственной власти, где минсоцразвития определено координатором. Утверждены «дорожные карты» по повышению доступности объектов и услуг муниципальных районов, городских округов и региона в целом. По данным федерального Минтруда, наша область занимает второе место в десятке лучших регионов, которые смогли сформировать нормативную базу, позволяющую создавать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья и выполнить в этой части Конвенцию о правах инвалидов.
Уполномочены мониторить
Каждый этап развития ставит новые задачи. Так, в 2015 году министерство стало уполномоченным органом по независимой оценке качества соцуслуг на территории региона. Это высокая оценка того, что уже достигнуто, ведь минсоцразвития области первым отрабатывало взаимодействие с общественными организациями, вводило руководителей некоммерческих объединений во все координационные советы, включало их в ряды соавторов областных целевых программ. Опыт этого сотрудничества сейчас широко транслируется. С 2016 года минсоцразвития является уполномоченным органом по организации реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Первые результаты работы в этом новом сложном направлении уже есть.
Система социального обслуживания Новосибирской области выстраивалась годами, кропотливым трудом, и сегодня каждый человек, задействованный в проектах, находится на своем месте — он незаменим.