Управляя бюджетными обязательствами
Областной бюджет — это сложная система обязательств, выстроенных по ранжиру
Бюджет всем должен платить: гражданам, поставщикам, подрядчикам... Как управлять ликвидностью счетов регионального министерства финансов и налоговой политики, чтобы не допустить сбоев при выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, различного рода социальных пособий; стабильно выполнять обязательства перед поставщиками товаров, работ и услуг для государственных учреждений, оказывающих, в свою очередь, социально важные государственные услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и так далее?
Для успешного решения названных задач минфину необходимо выстроить повседневную работу таким образом, чтобы на его расчетных счетах каждое утро был остаток, достаточный для оплаты всех обязательств текущего дня.
Серьезный регулятор министерству предоставлен действующим законодательством: все государственные казенные, бюджетные и автономные учреждения Новосибирской области оплачивают свои расходы не через собственные расчетные счета в коммерческих банках, а через лицевые счета в министерстве. Это значит, что минфин имеет возможность определять очередность оплаты расходов бюджета, исходя из степени социальной ответственности поставщиков и подрядчиков.
Так, министерство находит справедливым в первоочередном порядке выполнять обязательства бюджета по оплате заключенных контрактов перед теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые своевременно перечисляют налоги и сборы в бюджет. Ведь именно налоги обеспечивают ликвидность единого счета бюджета области.
Аналогичны требования и для юридических лиц, которые претендуют на получение субсидий из областного бюджета. Государственную поддержку предоставляют только юридическим лицам, которые не имеют задолженности по налогам и сборам. Таким образом поощряются добросовестные, социально ответственные организации-налогоплательщики.
На консолидацию бюджетных ресурсов ориентированы не только органы государственной власти и казенные учреждения, но и автономные учреждения, имеющие в соответствии с законодательством наибольшую степень финансовой свободы среди других государственных учреждений. Они вносят свой существенный вклад в обеспечение ликвидности единого счета бюджета посредством размещения своих доходов на счетах, открытых в финансовом органе, а не в кредитных организациях.
Учитывая, что объем этих доходов составляет порядка одного миллиарда рублей в год, это позволяет министерству на время заимствовать свободный остаток на оплату первоочередных обязательств. Такая политика дает возможность справляться с бюджетными обязательствами без привлечения заемных средств, не увеличивая тем самым государственной долг региона. С помощью такого механизма в 2015 году бюджету области удалось достичь экономии на обслуживании государственного долга в размере более 180 миллионов рублей.
Эффект господдержки
Эффект — это ожидаемая величина, а эффективность — уже зафиксированная. Тут подсчет куда сложнее, поэтому, например, за 2015 год оценка эффективности предоставленных налоговых льгот будет полностью ясна только к 1 октября текущего года.
В 2014 году всем категориям налогоплательщиков предоставлено льгот на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. Это 2 процента от общего объема налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета за год. Эксперты признали все льготы эффективными.
Наибольший объем льгот (588 миллионов рублей, или 40,2 процента) получили инвесторы и товаропроизводители Новосибирской области. Общий объем средств государственной поддержки реализации инвестиционных проектов составил 659,9 миллиона рублей, в том числе льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество — 535,7 миллиона.
В свою очередь, налоговые поступления в консолидированный бюджет региона от реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, составили 2,9 миллиарда рублей. Один рубль государственной поддержки принес 4,44 рубля в казну.
Еще несколько существенных результатов:
— инвестиции в основной капитал составили 7,4 миллиарда рублей, или 11,21 рубля на рубль господдержки;
— объем реализованной продукции составил 23 миллиарда рублей, или 34,85 рубля на рубль господдержки;
— создано 335 новых рабочих мест.
По группе предприятий-товаропроизводителей, получивших в 2014 году льготы по налогу на прибыль, отмечен рост выручки от продажи товаров (работ, услуг) на 16,5 процента по сравнению с прошлым годом, валовой прибыли — на 44,7 процента, фонда заработной платы — на 4,5 процента, среднемесячной заработной платы — на 13,4 процента.
Есть пример ощутимого результата в этом году. Так, льготы по налогу на прибыль предприятиям по производству пива (ООО «Пивоваренная компания «Балтика») принесли в доходную часть бюджета области дополнительно 1,6 миллиарда рублей. При этом выпадающие доходы бюджета от предоставления указанной льготы составили всего 88 миллионов рублей.
ФАКТ
За 2014 год на каждый рубль государственной поддержки получено 4,44 рубля поступлений в бюджет.
Совместная работа как залог открытости
Справедливость поговорки «Деньги любят тишину» относительно денег налогоплательщиков, то есть наших общих, подвергается сомнению. Поэтому одним из базовых принципов работы минфина области остается прозрачность и открытость.
Она обеспечивается не только депутатскими компетенциями, контрольно-счетной палатой области, рядом надзорных органов, но и независимыми экспертами, которые входят в общественный совет.
Что такое общественный совет минфина? Ответ на этот вопрос можно найти по ссылке https://mfnso.nso.ru/news/2134.
В поддержку малого и среднего бизнеса
Одним из важных направлений для укрепления конкурентных позиций Новосибирской области является развитие малого и среднего предпринимательства.
Эта сфера должна стать основным инструментом для выхода из создавшейся непростой экономической ситуации. Усилия концентрируются на увеличении количества предприятий, которые в течение 10–15 лет должны превратиться в крупные компании.
В связи с этим в 2015 году депутатами Заксобрания принят ряд законодательных инициатив минфина, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. В частности, были расширены сферы применения патентной системы, объявлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
При определении сфер распространения налоговых каникул акцент сделан на развитии отечественного мелкосерийного производства и бытовых, социальных и профессиональных услуг, а также на легализации деятельности физических лиц и повышении уровня занятости населения в таких отраслях, как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства. Кроме того, предполагается привлекать предпринимателей к развитию социально значимых направлений и сферы информационных технологий.
С 1 января 2016 года для целей применения патентной системы налогообложения Новосибирская область дифференцирована по территориям действия патентов по группам муниципальных образований (см. Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 573-ОЗ).
Источник VN.RU