Для многих дел каникул не предвидится
В разгар лета депутаты областного Законодательного собрания «зарядились» проблемными вопросами
Несмотря на то что одиннадцатая сессия была завершающей в первом полугодии, депутаты не проявили признаков усталости.
Огромная повестка из 35 вопросов не вызвала у них желания проскочить на скорости спорные законопроекты. А таких оказалось немало. Перспектива каникул заметно добавила эмоций не только в кулуарное общение, но и в работу парламентариев на сессии.
Восемь раз обсужденный (шесть раз в рабочей группе и два — на заседаниях бюджетного комитета) пакет инвестиционных законов был одобрен, но с условием: рабочие группы в конце года проанализируют правоприменительную практику и сделают выводы относительно эффективности запланированных мер для развития экономики области. Впрочем, первый результат разумной политики региона уже констатировали специалисты Агентства стратегических инвестиций РФ: Новосибирская область поднялась на 11 пунктов в рейтинге по состоянию инвестклимата.
Доходы одобрили
Как всегда, поправки в закон о бюджете не прошли гладко, хотя в итоге депутаты приняли их сразу в двух чтениях. В целом четыре задачи бюджетного процесса, которые заявил в своем докладе министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, получили принципиальное одобрение. Первая: привести текущий бюджет в соответствие с дополнительными трансфертами из центра. Приятная новость, тем более что по этой причине бюджет корректируется уже в четвертый раз. Со второй и третьей задачами не поспоришь из-за их очевидности: это подготовка муниципальных образований к зиме и дополнительное обеспечение льгот для граждан в связи с ростом цен на ЖКХ с 1 июля 2016 года, а также новая статья расходов — 98 миллионов рублей — согласно решению апрельской сессии о компенсации взносов на капремонт для пожилых граждан.
Задача увеличить ассигнования дорожному фонду Новосибирской области также признана выполнимой.
А вот по поводу расходования полученных средств парламентарии разошлись в мнениях.
Мост по федеральному гранту
Так, депутат Андрей Жирнов, формулируя вопрос о строительстве четвертого моста, разворачивал такие картины: «Мы с коллегами приехали в Ордынский район, там в селе нас бабушки разорвали криками: «Когда вода будет?» А мы готовимся реализовать масштабный, очень подозрительный проект четвертого моста». Этот же депутат при обсуждении повестки внес в нее дополнение, предложив обсудить финансирование строительства моста на правительственном часе. Большинство (41 голос) проголосовало за.
Острота вопроса привела к тому, что задолго до этого правительственного часа в своих выступлениях проблему комментировали и губернатор Владимир Городецкий, и министр экономического развития Ольга Молчанова. Министр в докладе о социально-экономическом развитии области в 2015 году назвала четвертый мост одним из самых масштабных проектов.
По заявке региона на финансирование моста из федерального бюджета направят 25,3 миллиарда рублей, 20,2 миллиарда поступят от инвестора. Региональная казна финансирует подготовку площадки под строительство — это 4 миллиарда рублей.
— Есть неполное понимание проекта, — пояснил губернатор Владимир Городецкий, обратив внимание на некорректную постановку проблемы («воды нет, а мы четвертый мост строим»). — При чем тут вода? Мост строится не на бюджетные средства, а по федеральному гранту и за счет частного инвестора.
Глава региона сообщил также, что вопрос еще раз будет обсуждаться в июле на депутатских слушаниях.
Что касается конкретных поправок, которые были приняты на сессии, речь шла о 355 миллионах на расчет с проектировщиками моста.
— Мы вышли с предложением, чтобы паритетно распределить: 175 миллионов оставить на расчет, а 180 — на сельские дороги, — разъяснил председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания Фёдор Николаев. — Причем 150 миллионов из 180 — на планово-предупредительный ремонт сельских дорог, это содержится в наказах избирателей.
Необходимо остановить сделку
Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности перед голосованием поправок в закон о текущем бюджете провел в перерыве сессии экстренное заседание. И это притом, что десятки внесенных поправок уже были приняты. Однако председатель комитета Александр Морозов отметил особую важность одной из них и сообщил решение после перерыва: исключить из прогнозного плана приватизации имущества Новосибирской области на 2016 год 11 объектов собственности технопарка. Заместитель председателя комитета, член наблюдательного совета технопарка Юрий Зозуля отметил, что условия сделки больше похожи на ультиматум покупателя, который рассчитывает на беспроцентную рассрочку платежа в течение пяти лет. Акт оценки, по мнению депутатов, тоже представляется сомнительным: имущественный комплекс (почти 5 тысяч квадратных метров, плюс 0,9 гектара земли, которая приобретается на правах аренды с последующим выкупом, плюс прилегающая инфраструктура и километр газопровода высокого давления) оценен всего в 344 миллиона рублей с учетом НДС.
Довольно резко прозвучал резюмирующий вопрос руководителю департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Роману Шилохвостову от председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива:
— Хотелось бы услышать, как вы управляете собственностью Новосибирской области? До выяснения всех возникших вопросов необходимо остановить сделку.
Разбираться с этим вопросом по решению депутатов предстоит контрольно-счетной палате области.
Как живет «душа населения»
Сессия не оставила без критики и доклад о реализации плана социально-экономического развития Новосибирской области за 2015 год, хотя министр Ольга Молчанова была в должной мере самокритичной. К тому же, как всегда, ее выступление познавательно благодаря ряду важных подробностей, которые доказывают: абсолютные цифры мало что говорят о жизни территории. ВРП (валовый региональный продукт) области приближается к триллиону рублей. Он растет, но темпы прироста падают. В СФО мы четвертые по объему ВРП, причем после ресурсодобывающих (!) регионов. Зато все наши соседи теряют население, а мы за пять лет приросли почти на 101 тысячу человек, это почти такой город, как Бердск. «Люди голосуют ногами», — резюмировала Ольга Молчанова.
Коэффициент рождаемости в Новосибирской области выше среднего по РФ. Показатели промышленности и сельского хозяйства — в такой же позиции на общефедеральном фоне.
Министр привела пример из жизни соседей: ВРП Красноярского края в 46 раз больше, чем у Республики Алтай, но красноярская «душа населения» богаче алтайской всего в три раза.
Депутатов интересовало, что предпринимает правительство для роста реально располагаемых доходов людей, особенно в сельских районах.
— Безусловно, нужно развивать все территории области, но с учетом того, что именно на этих территориях целесообразно производить. На последнем инвестиционном совете мы рассматривали проекты, связанные с переработкой леса, — рассказала Ольга Молчанова. — Надеемся, что можно будет создать более трех тысяч новых рабочих мест в Кыштовском и Северном районах. Нужно строить дороги, выбирая приоритеты — куда.
Министр напомнила, что депутаты, утверждая пакет законов, не приняли определение статуса района инвестиционного стимулирования. Предложение правительства о наделении территорий таким статусом было направлено на интенсификацию деятельности в депрессивных местностях.
Еще один важный вопрос задал первый вице-спикер Андрей Панфёров:
— В центрах занятости на селе есть проблема — люди привыкли получать пособия и уже не стремятся устроиться на работу. Что с этим можно сделать?
Молчанова разделяет мнение депутата, что безработных целесообразно либо обязать участвовать в общественных работах, либо через определенное время заставлять трудоустраиваться.
Об этом говорили на 11-й сессии Заксобрания:
• компания «Марс» ежегодно платит 390 миллионов рублей налогов в областной бюджет и планирует развитие второй и третьей очереди производства;
• на тепличном комбинате «Новосибирский» на одного сотрудника приходится шесть миллионов рублей выработки, с одного квадратного метра тут собирают 120 килограммов продукции;
• 30 процентов пенсионеров Новосибирской области продолжают трудиться;
• на пять процентов сокращены бюджетные ассигнования на содержание органов власти региона;
• только от одного депутата Заксобрания Николая Мочалина в адрес рабочей группы по пакету инвестиционных законопроектов поступила 21 поправка.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания:
— Депутаты практически единогласно голосовали за принятие этих законов. Считаю, что была проделана очень большая и сложная работа в рабочих группах, в комитете. Я слышу слова благодарности, вижу высокую оценку этой деятельности. Борьба за инвесторов сейчас идет по всей стране, и то, что Новосибирская область получила сразу несколько законов, направленных на привлечение и поддержку инвестиционных проектов, уверен, сыграет важную роль в развитии экономики региона.
Юрий ЗОЗУЛЯ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Наибольшие дискуссии вызвало определение статуса района инвестиционного стимулирования. Мы вынуждены были исключить это понятие из закона, поскольку не удалось дать его четкого описания. Очень много споров вызвало формирование критериев, по которым должна предоставляться земля для реализации масштабных инвестиционных проектов. Самое же главное, на мой взгляд, заключается в том, что наличие этого пакета законов дает возможность оценивать самостоятельность инвестиционного проекта, его финансовую обеспеченность.
ЦИФРА
С 2011 по 2016 год население Новосибирской области приросло на 100 643 человека.