USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Пыль да туман, лужи и грязь

Михаил ФОКИН
На сельских дорогах в межсезонье даже фуры рискуют пойти юзом — только за баранку держись. Эту картину наш корреспондент наблюдал несколько лет назад в Венгеровском районе, однако этой фотографией можно иллюстрировать положение сельских дорог повсеместно — не только по региону, но и по всей стране. Фото Аркадия УВАРОВА
На сельских дорогах в межсезонье даже фуры рискуют пойти юзом — только за баранку держись. Эту картину наш корреспондент наблюдал несколько лет назад в Венгеровском районе, однако этой фотографией можно иллюстрировать положение сельских дорог повсеместно — не только по региону, но и по всей стране. Фото Аркадия УВАРОВА

Как на транспортном форуме искали аргументы в пользу светлого будущего сельских дорог

Нет необходимости строить автодороги ко всем населенным пунктам в сельской местности.

Такое малоприятное для деревенских жителей заявление сделал Игорь Старыгин, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР).

Утешает, что не все были согласны с выступавшим. На круглом столе «Сельские автомобильные дороги. Дороги с низкой интенсивностью движения автомобильного транспорта» в рамках V Международного форума «Транспорт Сибири» разгорелась дискуссия.

По мнению главы РАДОР, дороги нужно строить только к тем деревням и поселкам, которые дают необходимую отдачу в экономике. Впрочем, пояснил эксперт, окончательное решение должны принимать на местах. В своем докладе Старыгин рассказал о «проблемах и перспективах обеспечения населения, проживающего в сельской местности, подъездами по автомобильным дорогам с твердым покрытием».

Ноток оптимизма в этом выступлении не было. Видимо, малым населенным пунктам, где проживают люди преимущественно пенсионного возраста и от которых нет «отдачи в экономике», в плане строительства дорог надеяться не на что. Некую надежду дает идея оптимизации затрат на строительство автомобильных дорог «с низкой интенсивностью движения» (по которым проезжает не более 400 машин в сутки).

А может, просто их удешевить?
Оптимизировать затраты может помочь свод правил «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения», разработанный ФАУ «РосдорНИИ». Ученые считают, что действующие нормы проектирования предъявляют к геометрическим параметрам и прочности сельских дорог высокие требования, что приводит к удорожанию их строительства. По мнению начальника отдела проектирования ФАУ «РосдорНИИ» Александра Кулижникова, новые правила помогут сократить затраты, не потеряв в качестве.

Сейчас в России около 70 процентов транспортной сети — дороги так называемого местного значения, при этом 25 процентов населенных пунктов страны вообще не связаны дорогами, которые можно было бы назвать автомобильными.

Однако упомянутый свод правил, как выяснилось на круглом столе, носит рекомендательный характер, а время идет. Один из экспертов даже высказал мнение, что при нынешней стоимости и темпах строительства сельских дорог для достижения результата потребуется не менее тысячи (!) лет...

Короткое лето виновато
Между тем «сельские дороги олицетворяют здоровье нации». Именно с этой цитаты американского президента Джона Кеннеди начал свое выступление заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков. Он напомнил, что из 419 населенных пунктов нашего региона 226 не имеют устойчивого транспортного сообщения с железнодорожными и областными центрами.

Большинство сельских автомобильных дорог в области построены в 70–80-е годы прошлого века. В СССР дорожную сеть содержали в рабочем состоянии, однако с начала 90-х годов сроки ремонта стали серьезно нарушаться, что привело к износу покрытия.

Но даже в нынешних условиях, при недостатке финансовых средств, можно оптимизировать процесс ремонта и строительства сельских дорог. По мнению Евгения Ракова, для этого необходимо пересмотреть сроки торгов и подписания контрактов с учетом специфики дорожного строительства в жестких сибирских условиях, что позволит приступать к работе раньше — весной или в начале лета.

— Строя один километр подъезда к населенному пункту в осенний период, поскольку торги проходят поздно, мы при доставке транспортом стройматериалов порой разрушаем до 30 километров дорог, которые подходят к этому километру, — сетует Евгений Раков. — А весной техника стоит. Если бы подрядные организации имели долгосрочные контракты, то, не разрушая дорожного полотна, можно было бы привозить строительные материалы и делать запасы в зимний период. Это поможет обеспечить работой карьеры. Своевременная доставка материалов зимой позволит приступать к работе в мае и с хорошим качеством все эти объекты сдавать.

Евгений Раков призывает попытаться внести изменения в Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Речь идет об участниках торгов. По мнению чиновника, те организации, которые впервые приходят на рынок дорожного строительства, должны вначале накопить опыт, работая на позиции субподряда в течение четырех-пяти лет, чтобы потом получить возможность выдвигаться на аукцион, имея свою производственную базу, кадры и технику.

Игра на снижение выбивает
Особый вопрос — игра на снижение во время аукционов в рамках Федерального закона № 44. Евгений Раков уверен, что «вся подготовленная документация по дорожно-строительным работам прошла экспертизу, в том числе и федеральные расценки, по которым рассчитывают стоимость стройматериалов, зарплату и прочее».

При снижении на аукционе стоимости дорожных работ до 40 процентов организация либо нарушает технологию строительства, либо использует материалы низкого качества. От этого страдает качество выполняемых работ.

— Сейчас, если предъявить жесткие требования к подрядной организации, которая нарушает технологии строительства, она просто уходит с объекта, — говорит Евгений Раков.

Из сказанного становится ясно, что при всем желании только силами правительства Новосибирской области задачу строительства сельских дорог не решить. Все зависит от быстрых и эффективных решений на федеральном уровне. И, если верить Джону Кеннеди и оценить состояние наших сельских дорог, медлить нельзя, так как «здоровье нации» действительно под угрозой.

КОММЕНТАРИЙ
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Для нас важен опыт решения этой проблемы в других областях России. С 1 сентября на территории стран Таможенного союза вступают в силу новые правила технического регулирования. Будут меняться почти 180 действующих стандартов, и это не просто изменения — мы принимаем новую философию. Этот вопрос также будет обсуждаться на «АвтоСибе». На состоявшемся в Ярославле заседании Госсовета приняты важные решения, которые позволят увеличить региональные дорожные фонды. Рассчитываем, что в Новосибирскую область может дополнительно поступить из бюджета 400–500 миллионов рублей, которые будут направлены на ремонт дорог.

Источник VN.RU