USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Инновации — веление времени

Марина Яскова
Фото предоставлено ФКУ Упрдор «Алтай»
Фото предоставлено ФКУ Упрдор «Алтай»

Управление федеральных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства активно применяет на подведомственных трассах современные материалы и технологии

Для регионов федеральные автодороги — своего рода визитная карточка, первое, что оценивают приезжие. Но прежде всего это транспортные артерии, без которых невозможно развитие субъектов Федерации, экономики страны в целом.

С каждым годом нагрузка на них растет: увеличивается интенсивность автомобильного потока, объем грузовых и пассажирских перевозок. Совершенствуется и транспортная сеть.

Современные материалы — это выгодно
Основные задачи, стоящие перед дорожниками, — обеспечение безопасности дорожного движения и повышение качества работ. Новые, более прогрессивные технологии, долговечные материалы и изделия в ФКУ Упрдор «Алтай» стараются внедрять уже на стадии разработки проектной документации. Изучению новых технологий, материалов и дорожно-строительной техники уделяется самое пристальное внимание. Наиболее перспективные новинки, прошедшие опытное внедрение, находят широкое применение в работе подрядных организаций.

Из внедренных в последние годы технологий, существенно повышающих качество и долговечность автомобильных дорог, можно назвать холодную регенерацию дорожной одежды, применение полимерно-битумного вяжущего, устройство тонкослойных защитных покрытий. Внедрение инноваций сопровождается и обновлением дорожно-строительных машин, механизмов и оборудования в подрядных организациях.

Метод холодного ресайклинга активно применяется в Республике Алтай. Объем работ в прошедшем дорожно-строительном сезоне составил 38 километров, общая протяженность дорог, отремонтированных по этой технологии, — более 140 километров. Следует отметить, что в 2011 году в качестве эксперимента в республике таким способом была отремонтирована дорога на участках с неблагоприятными грунтово­геологическими условиями. Четыре года эксплуатации показали значительное преимущество этой технологии перед традиционной.

021-13-02.jpg

Метод работы ресайклера существенно отличается от повсеместно распространенного фрезерования, которое даже с последующей укладкой покрытия в два-три слоя не дает такого эффекта. В ФКУ Упрдор «Алтай» пришли к выводу, что это оптимальный вариант ремонта дорожной одежды для региона.

Еще одна технология — устройство тонкослойных покрытий типа «Новачип». Она позволяет исключить недостатки традиционных поверхностных обработок, такие как выброс щебня, ограничение скорости и затруднение движения. Сама технология более экономична, такое покрытие дешевле, чем устройство асфальта, и устойчиво к колееобразованию. Впервые по ней был устроен слой износа на опытном участке в шесть километров в 2013 году. Результаты оказались более чем удовлетворительными, и объемы ремонта по этой технологии возрастают. В планах на 2016-й их дальнейшее увеличение. В Алтайском крае по технологии типа «Новачип» предстоит отремонтировать 42,2 километра дорог, в Республике Алтай — 15,5.

Из абсолютных новинок, опробованных впервые в 2015 году, — технология санации водопропускных труб с помощью светополимерно­тканевого рукава. По ней было отремонтировано пять объектов. Такой метод позволяет осуществлять необходимые ремонтные работы, не нарушая режим движения транспорта, а также снизить сроки ремонта, увеличить прочностные характеристики, исключить протечки, повысить коррозионную стойкость и химическую устойчивость водопропускной трубы.

Активно применяются на федеральных дорогах двух регионов полимерно-битумные вяжущие. Это способствует повышению износостойкости, делает покрытие автодороги устойчивым к трещинообразованию и перепадам температур. В условиях возрастающих нагрузок на дорогу использование инновационных материалов обоснованно и позволяет решать ряд проблем, свойственных традиционным аналогам.

Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский подчеркивает, что это современная тенденция во всем мире: «Экономически выгодно не доводить дорогу до капитального ремонта, а защищать покрытия. Сюда входит и поверхностная обработка, которая широко применяется в Алтайском крае. Технология «Новачип», позволяющая устранить ряд недостатков традиционных методов, — следующий шаг в этом направлении».

На вооружении — 3D
Одно из направлений, взятых на вооружение ФКУ Упрдор «Алтай», — внедрение в дорожное строительство 3D-технологий. Речь идет о системах автоматического управления, применяемых в устройстве слоев дорожной одежды, так называемом 3D-нивелировании. Суть технологии в том, что установленное на дорожную технику оборудование позволяет автоматически задавать учетные высотные отметки и положения в пространстве, а также их отслеживать. Это обеспечивает исключительную точность на любом этапе устройства дорожной одежды, к тому же полностью исключает возможные ошибки, связанные с «человеческим фактором». Помимо увеличения качества выполняемых работ она дает и значительный прирост производительности.

Работы с использованием 3D-ниве­лирования ведутся на автодороге Р-256 «Чуйский тракт», на въезде в Республику Алтай. На участках, где идет реконструкция, по этой технологии выполнено фрезерование существующего покрытия, при строительстве — был уложен асфальтобетон: верхний слой основания и нижний слой покрытия. Это позволило добиться очень высокой точности соблюдения проектных параметров. Верхний слой покрытия будет выполняться по другой методике, с использованием ультразвуковой рейки. Как результат — на новом участке дороги будет достигнута идеальная ровность.

В Алтайском крае эта технология будет использована при строительстве моста через реку Чумыш в Тальменском районе. Работы на объекте уже идут, а ввод в эксплуатацию запланирован на 2017 год.

021-13-03.jpg

Качество и безопасность — в приоритете
Следует отметить, что применение современных технологий, равно как и любые производимые на федеральных дорогах работы, тщательно контролируется специалистами управления. С 2014 года в ФКУ Упрдор «Алтай» функционирует собственная дорожно-строительная лаборатория, позволяющая испытывать материалы по всему спектру показателей, на трассе работает передвижная лаборатория. Имеющееся в распоряжении ФКУ Упрдор «Алтай» оборудование способно производить испытания в автоматическом либо полуавтоматическом режиме, что существенно повышает точность получаемых результатов, а также дает возможность моделировать различные условия эксплуатации в рамках исследовательских работ.

Все виды работ так или иначе влияют на уровень безопасности дорожного движения. Отмечается значительная динамика в оснащенности федеральных дорог средствами технического регулирования. Основные показатели здесь — барьерное ограждение, дорожные знаки, сигнальные столбики и разметка. В этой работе также применяются современные материалы и технологии. Так, проводится замена металлического барьерного ограждения на тросовое на снегозаносимых участках дорог, устройство пешеходного барьерного ограждения. В последние годы активно идет обустройство дорог светофорами, электронными табло и знаками переменной информации, шумовыми полосами в местах расположения пешеходных переходов, установка автономного осветительного оборудования на пешеходных переходах и автобусных остановках, а также ряд других мероприятий, непосредственно влияющих на безопасность движения. Ведется замена и установка дорожных знаков с флюоресцентной пленкой, при нанесении разметки приоритет отдается долговечным материалам — термопластику и химпластику, что обеспечивает круглогодичное наличие разметки на дорогах.

Прорывными темпами идет обустройство федеральных дорог линиями наружного освещения. Их протяженность на начало 2016 года — 135 километров. Если сопоставить с показателем 2004 года — 6,7 километра, — рост более чем в 20 раз.

В 2015 году завершилась реализация трехлетней программы устройства автоматизированного метеообеспечения. Дорожную обстановку контролируют 38 автоматизированных дорожных метеостанций, дополнительно оснащенных видеокамерами, работает 100 камер фото- и видеофиксации, 10 табло переменной информации. Таким образом на всей протяженности федеральных дорог обеспечен метео- и видеоконтроль: информация о температуре воздуха, скорости ветра, влажности, температуре на покрытии, состоянии проезжей части передается в режиме реального времени в Центр управления производством ФКУ Упрдор «Алтай». Это позволяет заблаговременно и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного и безопасного движения транспорта и доводить информацию до участников движения.

В целом благодаря высоким требованиям к соблюдению технологии, качеству дорожно-строительных материалов, а также применению современных методов контроля и производства работ на объектах ремонта, строительства и реконструкции уверенно выдерживаются требуемые гарантийные сроки, а проезд по федеральным дорогам Алтайского края и Республики Алтай становится все более комфортным и безопасным.

СПРАВКА
В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Алтай» находятся федеральные автомобильные дороги Р-256 «Чуйский тракт» с подъездами к городам Барнаул и Горно-Алтайск, проходящая по территориям Алтайского края и Республики Алтай, и А-322 Барнаул — Рубцовск — граница с Республикой Казахстан в Алтайском крае. Общая их протяженность составляет 1 176,13 километра. На всей сети федеральных автомобильных дорог устроено асфальтобетонное покрытие. На дорогах расположено 127 мостовых сооружений, 1 260 водопропускных труб, 14 транспортных развязок в разных уровнях, шесть надземных пешеходных переходов, 135 километров линий наружного освещения, 326 километров барьерных ограждений и ряд других элементов. Содержанием сети федеральных дорог занимаются 18 подрядных и субподрядных организаций.

ЦИФРА
75% федеральных автодорог двух регионов соответствуют предъявляемым требованиям (по данным прошедшей в 2015 году проверки).