70 лет и 4 000 мостов
ОАО «Сибмост» осваивает новые направления работы
Не много найдется в нашем городе предприятий со столь же богатой историей, как у ОАО «Сибмост»: на его счету свыше четырех тысяч возведенных мостов (четыре из них вошли в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира»), не считая других столь же значимых для экономики страны объектов.
Сегодня компания, несмотря на все трудности, продолжает двигаться вперед — ведет строительство мостов, автомобильных и железных дорог и других сооружений, а также осваивает новые направления деятельности, к примеру строительство аэродромов.
Страницы истории
Можно сказать, что «Сибмост» является ровесником Великой Победы: предприятие (тогда оно носило название «Мостострой № 2») было создано 31 августа 1945 года. Страшная война, прокатившаяся по территории нашей страны, оставила за собой руины, и практически все надо было отстраивать заново. К началу пятидесятых предприятие восстановило и построило более тысячи мостов и путепроводов на юго-западе СССР. Но потом перед страной встали новые задачи: богатейшие ресурсы Сибири и Дальнего Востока лежали без движения, и их надо было взять, а для этого нужны мосты и дороги. Так «Сибмост» переместился в Новосибирск.
Первый объект, возведенный предприятием в столице Сибири, знает каждый ее житель. Это Коммунальный, или Октябрьский, мост. Он и сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, выглядит на диво современно, элегантно и даже изящно. А в те времена это был настоящий прорыв. Мощное пролетное строение, опирающееся на железобетонные опоры, вознеслось над рекой на 30-метровую высоту.
Позже предприятием были возведены двухъярусный совмещенный мост через Обь в Барнауле, коммунальный мост через реку Иртыш в Омске, переходы через Енисей и Абаканскую протоку в Красноярске, мосты через Бию, Иркут, Омь — в Бийске, Иркутске и Омске. В 1961 году был сдан крупнейший городской железобетонный мост через Енисей в Красноярске с 150-метровыми арочными пролетами.
Технология рекордов
Во все времена специалисты «Сибмоста» старались применять самые современные технологии и материалы. Так, при строительстве Димитровского моста через Обь впервые была освоена и внедрена автоматическая монтажная сварка мостовых конструкций в условиях севера.
Еще один проект, которым коллектив компании может по праву гордиться, — это, конечно же, Бугринский мост в Новосибирске. Суперсовременный красавец, красная арка которого парит над Обью, уже успел стать символом нашего города наравне с оперным театром и зоопарком. Специалисты «Сибмоста» и здесь, оставаясь верными себе, применили новейшие технологии. Впервые в мире была сооружена металлическая арка пролетного строения длиной 380 метров и высотой 72 метра с сетчатыми вантами, монтаж металлоконструкций осуществлялся методом продольной надвижки по проектной криволинейной траектории. И первый раз в Сибирском регионе была использована передовая технология устройства проезжей части на арочном пролетном строении — из литого асфальта, уложенного на металлическую плиту.
Всего же за свою историю «Сибмост» построил в России и странах СНГ свыше 4 100 мостов и путепроводов общей протяженностью более 400 километров. Четыре сооружения вошли в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира». Это мост через Старый Днепр в Запорожье (за рекордный железобетонный арочный пролет длиной 228 метров), через реку Норильская (как самый северный в мире), а также первый и второй городские мосты через Енисей в Красноярске: один — за уникальную технологию монтажа железобетонных полуарок весом 1 560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролете, второй — за рекордный балочный пролет длиной 200,2 метра.
Задачи особой сложности
Все эти грандиозные идеи вряд ли могли бы воплотиться в жизнь, если бы не особый подход к воспитанию кадров, принятый в компании. Благодаря ему на предприятии сложился стабильный коллектив из более чем пяти тысяч профессионалов, которым по силам решать задачи любой сложности. Компания владеет современными производственными базами, подъездными путями и парком специализированной техники, грузоподъемных кранов и автотранспорта. Всего у «Сибмоста» более 2,5 тысячи единиц техники, в том числе 225 — в северном исполнении.
Основная часть кадрового состава прошла большой трудовой путь. Воспитанные на многолетних традициях, опытные мостовики продолжают передавать накопленные годами знания и умения молодому поколению. Так образуются сибирские династии, в которых сыновья и внуки продолжают дело отцов и дедов, ветеранов мостостроения.
Руководство ОАО «Сибмост» всегда отдавало себе отчет, что основа всего — коллектив, люди, а для них необходимо создавать условия. Активная социальная политика — это традиция компании. Разработаны социальные программы, основные пункты которых отражены в коллективном договоре. Речь идет в первую очередь о медицинском и санаторно-курортном обслуживании (у предприятия есть собственный санаторий-профилакторий «Золотой берег»). Занятия спортом и проведение соревнований — еще одна традиция предприятия.
Президент РФ Владимир Путин вручает награду президенту ОАО «Сибмост» Альберту Кошкину. Фото предоставлено ОАО «Сибмост»
В поисках новых путей
Ни для кого не секрет, что в сегодняшних экономических реалиях трудно говорить о процветании и динамичном росте. По словам первого вице-президента ОАО «Сибмост» Владислава Кошкина, количество заказов по направлению инфраструктурного строительства в этом году существенно уменьшилось. Поскольку новых объектов практически нет, сегодня предприятие работает главным образом по переходящим контрактам.
— Сколько заказов в год необходимо для бизнеса — это вопрос философский. Конечно же, чем больше, тем лучше. Обычный ежегодный портфель заказов ОАО «Сибмост» должен составлять порядка 30 миллиардов рублей, — говорит Владислав Кошкин. — Что же касается выгоды, то сейчас практически все проекты ушли в минус. Иными словами, цены, выставляемые на торгах, не отвечают существующим реалиям. Стоимость материалов растет опережающими темпами, и единственный путь, которым приходится идти, — менять проектные решения в части технологий производства работ. Но даже кардинальное изменение технологий не всегда позволяет вывести проекты в положительную зону.
Как отмечает первый вице-президент ОАО «Сибмост», рентабельность мостостроения на сегодня отрицательная. Проекты с рентабельностью выше 10 процентов всегда были большой редкостью, в сметах традиционно закладывалась прибыльность в 8 процентов. Эта цифра рассчитана еще во времена СССР. Сейчас же в отрасли она нулевая либо отрицательная.
— Но тем не менее «Сибмост» продолжает работать с инфраструктурными проектами. Это мостостроение, а также строительство автомобильных и железных дорог и сооружений, связанных с данным направлением. Несколько лет назад успешным стал опыт диверсификации деятельности, и мы начали заниматься строительством аэродромной и аэропортовой инфраструктуры в нескольких регионах страны. Однако именно мостостроение составляет значительную долю в деятельности «Сибмоста», в том числе и в финансовых показателях, — подводит итог Владислав Кошкин. — Сегодня важнейшими задачами для нас являются строительство Восточного обхода Новосибирска, обходов городов Канск и Мариинск, а также реконструкция аэропортов Самары, Кызыла и строительство крупных объектов в Республике Алтай, Красноярском крае, Якутии, Бурятии и Туве.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
За последние годы ОАО «Сибмост» введены в эксплуатацию важнейшие объекты федерального значения:
- Северный обход Новосибирска общей протяженностью 76,4 километра;
- мостовой переход (5 км) через реку Баргузин в Республике Бурятия;
- аэропорт Горно-Алтайск с удлинением взлетно-посадочной полосы до соответствия параметрам II категории ИКАО и повышением категории аэропорта с D до В;
- аэропорт Абакан в Республике Хакасия;
- мост длиной 400 метров на реке Восточная Хандыга — самый крупный инфраструктурный объект в Республике Саха (Якутия);
- автомагистраль I категории М-52 протяженностью 8,4 километра в Республике Алтай;
- обход Бийска с транспортной развязкой и путепроводом протяженностью 9 километров в Алтайском крае;
- противолавинная галерея на трассе Абакан — Кызыл, самая длинная в стране;
- реконструкция автодороги Кызыл — Озек — Александровка — Урлу-Аспак (14,457 км) в Республике Алтай;
- многоуровневая транспортная развязка в Томске;
- мостовые переходы через реки Большая Кетеме и Тамма (железнодорожная линия Беркакит — Томмот — Якутск) в Республике Саха (Якутия).