Фильм — мечта миллионов

«В шесть часов вечера после войны» — художественный фильм, снятый Иваном Пырьевым в 1944 году. Это романтическая история, отображающая не только хронологию войны, но и атмосферу времени — веру людей в победу и мирную жизнь.
Наивных влюбленных война разлучила на несколько лет, однако после ее окончания артиллеристу Василию Кудряшову (Евгений Самойлов) и зенитчице Варе Панковой (Марина Ладынина) все же посчастливилось встретиться на давно условленном месте.
72 года прошло после премьеры фильма, но и сейчас его с удовольствием смотрят люди разных поколений. А в свое время картина предвосхитила будущее. Ведь она появилась на экранах, когда еще шли бои, но в ней уже говорилось о победе. В фильме даже был показан Кремль, озаренный сиянием победного салюта.
Мало кто знает, что, по замыслу сценариста Виктора Гусева, кинофильм должен был заканчиваться совсем не так, как в итоге увидели зрители. Сценарист приготовил сильнейший финал: Варя, героиня Ладыниной, во время краткой встречи с возлюбленным на полустанке вновь провожает его на фронт, после чего тут же на станции погибает под бомбами фашистского самолета. И все последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озаренных всполохами победного салюта, возникает в ее меркнущем сознании.
Однако для режиссера Ивана Пырьева были вещи поважнее высокой эстетики: он снимал фильм-заклинание, как и стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Так что гибель героини не могла устроить ни режиссера, ни зрителя. Финальный эпизод — видения героини — Пырьев перевел в план уже свершившейся реальности, сняв встречу героев на фоне салюта победы за год до настоящего окончания войны.
И зрители военного времени пережили сладостный шок, увидев на экране собственную материализованную мечту. Это вызывало потоки светлых грез и давало надежду. Ради этого, считал Пырьев, стоило жертвовать высокой эстетикой. Надежда важнее, слезы зрителей важнее и сам зритель важнее эстетики, потому что, как говорил Пырьев, зритель всегда прав.
Победу создатели фильма предсказали с абсолютной точностью — в мае.
— Фильм о победе вышел еще во время войны, — вспоминала исполнительница главной роли Ладынина, — и многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания любимым на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…»
СПРАВКА
Картина вышла за полгода до 9 мая 1945 года и стала в 1944 году лидером проката: фильм посмотрели 26,1 миллиона зрителей. Режиссер Иван Пырьев, сценарист Виктор Гусев, композитор Тихон Хренников, актеры Марина Ладынина, Иван Любезнов, Евгений Самойлов в 1946 году были удостоены Сталинской премии II степени.