Встреча поэтов
Знаменитый Пушкин и крепостной Шевченко вряд ли встречались на литературных вечерах петербургской знати. Слишком рано ушел из жизни певец свободы Александр Пушкин. Не дождался он свободолюбивого украинского Тараса.
Раньше Шевченко на 13 лет Пушкин посетил Оренбург. Он хотел вдохнуть воздух пугачевщины, чтобы глубже познать восставших против царя. Месяц ехал Пушкин, останавливаясь в разных городах. Тараса Шевченко в сопровождении жандармов доставили в Оренбург за семь дней — так спешили царские слуги быстрее предать Тараса службе рядовым в Оренбургском батальоне.
В 1915 году в России отмечался Год литературы. В сентябре в нашем городе состоялись два особых события, посвященных литературе: открытие бюста Александру Пушкину во внутреннем дворике Художественного музея и памятника Тарасу Шевченко в сквере возле Законодательного собрания Новосибирской области, на улице, названной именем великого украинского поэта. От пришедших на оба события можно было услышать, что, мол, Пушкин и Шевченко никогда не были в Новосибирске, зачем же им памятники тут ставить? Как ответить на такой вопрос?
Разве только своим присутствием надо заслужить почет? Много людей приезжали или живут в нашем городе, но памятники ставят лишь тем, кого хотелось бы отметить за их участие в добрых делах. А эти два поэта своими произведениями увековечили наш край. Стоит вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд», которое знает каждый ученик старших классов. Кстати, знали его и в украинских советских школах. Это стихотворение поэт написал сразу после того, как декабристов сослали на каторгу, а их было много, тысячи. Пушкин верил, что его слова дойдут в «каторжные норы» и темницы рухнут.
Тарас Шевченко тоже обратился к каторжным декабристам, через 30 лет, зная, что они еще не на свободе, в своей поэме «Юродивый». Преклонение Тараса перед декабристами было безграничным, особенно после того, как он испытал всю тяжесть солдатской каторги. Возвращаясь из ссылки, поэт разыскал дочь декабриста Пущина, нарисовал ее портрет и посвятил ей стихи. В отличие от Пушкина, который верил, что настанет лучшая пора, Тарас Шевченко обещал вывести декабристов на свет, а не ждать свободы от царей.
Шведский славист Алфред Энсен, специально выучивший украинский язык, чтобы глубоко исследовать творческое наследие Шевченко, сказал, что в истории мировой литературы он поставил себе памятник «сильнее» бронзы. Может быть, поэтому в городе есть улицы Пушкина и Шевченко, библиотеки имени Пушкина и Шевченко с полными собраниями сочинений этих поэтов.
Не очень-то принято у нас ходить к памятникам, а тем более возлагать цветы. Надеюсь, что новосибирцы найдут повод посетить новые и старые памятники. Не проходите мимо. И пусть они в камне или в бронзе, они ждут вас, чтобы поделиться своими мыслями. А вы поделитесь своими. Такова жизнь.