Что ищут потомки Чингисхана в Сибири
В городском хозяйстве Новосибирска будут внедрять инновационные технологии
Бытует мнение, что кризис — это не просто испытание для экономики, а шанс начать работать по-новому, особенно для промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса. Тем, кто это осознал и готов встать на путь индустриализации, помогают и власти. В Новосибирске, например, для этого работает целый департамент. Что же именно делается? Об этом и многом другом читателям «ВН» рассказал начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр ЛЮЛЬКО.
Образование на экспорт
— Александр Николаевич, сразу хотелось бы уточнить: чем занимается вверенный вам департамент?
— Раньше такой департамент, как у нас, имели только Москва и Санкт-Петербург, то есть города — субъекты Федерации. И нас обвиняли в том, что мы превышаем свои полномочия. Но в прошлом году был принят Федеральный закон «О промышленной политике в РФ», который позволил муниципалитетам заниматься развитием промышленности. В чем это выражается? Например, в субсидиях в рамках программы «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска». Впрочем, помогаем не только финансово. К примеру, очень эффективной оказалась бизнес-миссия в Монголию, а в ходе ответного визита к нам было заключено восемь (!) договоров о сотрудничестве в области науки, образования, ЖКХ, строительства, культуры, промышленности и торговли, а главное, был подписан договор о побратимских отношениях между нашими городами.
— Что еще Новосибирск может предложить зарубежным партнерам?
— Много чего. В той же Монголии на 3 млн жителей приходится 54 млн голов скота. Сегодня назрела необходимость создать в Улан-Баторе ветеринарный центр. И наши ученые из сельскохозяйственной академии вызвались в этом помочь. Кроме того, очень востребованы образовательные услуги. В ведущих вузах США стоимость обучения составляет около 60 тыс. долларов в год. У нас качество не хуже, но в разы дешевле. Экспорт образования — это выгодный бизнес. И нам есть что предложить.
Пересечь «долину смерти»
— Сегодня много говорят о возрождении утерянных связей науки с производством. Что, на ваш взгляд, можно сделать в этом направлении?
— Да, как говорят сами ученые, между наукой и производством пролегает «долина смерти». Надо преодолеть эту долину, и определенные шаги для этого уже сделаны. К примеру, в апреле мы планируем провести форум «Городские технологии», на котором как раз и будут представлены наиболее интересные научные разработки, полезные в городском хозяйстве, особенно в области энергосбережения, ЖКХ, транспорта. Примеров масса. Взять хотя бы школы. Умная электроника могла бы после окончания учебного дня снижать температуру в помещениях, а к утру снова нагревать классы и коридоры. В итоге — существенная экономия для бюджета.
Еще пример. У нас человек в инвалидной коляске из дома выйти не может — далеко не все подъезды оборудованы специальными пандусами. Между тем в Новосибирске есть предприятия, которые могли бы наладить выпуск «умных» колясок, способных спускаться и подниматься по обычной лестнице. Есть решение проблемы общения для глухонемых. Наши умельцы разработали специальную компьютерную приставку для сурдоперевода. Достаточно подключить ее к телевизору, и человек, лишенный слуха, сможет смотреть обычные телепередачи! Ну и про коммунальное хозяйство хотелось бы сказать — мы до сих пор сбиваем сосульки с крыш вручную, а ведь уже изобретена специальная водоотталкивающая краска, которая предотвращает их появление. Мы хотим собрать все подобные разработки и представить их на нашем форуме. А чуть позже планируем провести совместно с институтами СО РАН форум по альтернативной энергетике.
— Ветряные мельницы будем строить?
— Зря иронизируете. Страны ЕС планируют принять закон, полностью запрещающий к 2050 году использование двигателей внутреннего сгорания. В США и Китае уже сейчас все большую долю составляют электромобили и электробусы. Кстати, Новосибирск еще несколько лет назад запустил троллейбусы с автономным ходом на литий-ионных батареях. Так что определенный задел у нас есть.