USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Принцип Титова

Катерина КОШКИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Министру транспорта и дорожного хозяйства исполняется 55 лет

Вся его жизнь так или иначе связана с дорогами: он начинал карьеру обычным инженером дорожного проектного института, а сегодня занимает пост министра.
Ответственность, справедливость, требовательность, причем в первую очередь к самому себе — вот профессиональное кредо министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея ТИТОВА. О наиболее актуальных проектах, о задачах, стоящих перед дорожной отраслью, и о многом другом он рассказывает читателям «Советской Сибири».

Судьба моста
— Сергей Михайлович, какой из проектов в нашем регионе в нынешнем году наиболее важен и почему?

— На мой взгляд, неважных объектов не бывает. Но если подходить к вопросу масштабно, то это, наверное, четвертый мост через Обь. Его судьба должна решиться в ближайшее время. Буквально на днях нами было получено заключение экспертизы по сметной стоимости — это 32 миллиарда рублей. Ранее предполагалось, что мост обойдется несколько дешевле — в 30 миллиардов. Сейчас мы готовимся к проведению конкурса, который, как я полагаю, состоится через три-четыре месяца. Заинтересованность уже выразили три игрока — Газпромбанк, банк ВТБ и компания «Лидер», у которой тоже имеется опыт концессионной деятельности.

— Каковы критерии отбора участников?

— В принципе, они очень просты. Во-первых, у компании должен быть соответствующий опыт работы, а во-вторых, она должна вложить в строительство собственные средства в размере не менее 15 процентов от стоимости.

— А сколько вкладывает государство?

— В проекте постановления Правительства России указано, что максимальный размер генерального гранта по мостовым переходам составляет 85 процентов. Мы же исходим из того, что его размер будет 70 процентов.

— Как вы полагаете, мы получим этот грант?

— Думаю, шансы достаточно высоки. В примерно равных с нашим регионом условиях находится Хабаровский край (они хотят построить обход вокруг Хабаровска). Но никто не говорит, что грантополучатель непременно должен быть один — их может быть и несколько. В любом случае, даже если мы получим этот грант, реально начать строительство сможем не раньше 2017 года, а возведение моста займет четыре-пять лет. Конечно, если все будет нормально. Причем начинать стоит даже не с моста, а с развязки на левом берегу, которая поможет разгрузить такие ведущие магистрали левобережья, как улицы Станиславского и Блюхера, а также площади Энергетиков и Труда. Проект составлен таким образом, что развязка будет работать самостоятельно, безотносительно моста. Кстати, это касается и правого берега: там развязка поможет освободить улицы Фабричную, Большевистскую, Ипподромскую магистраль и, конечно же, Красный проспект.

«Работать надо»
— Четвертый мост — это, конечно, хорошо, но все-таки дело будущего. Поговорим о настоящем. Какие наиболее актуальные задачи сегодня стоят перед дорожной отраслью региона с учетом сложившихся экономических реалий?

— Действительно, с финансированием нынче, мягко говоря, не очень. Экономическая ситуация непростая. И тем не менее работать все равно надо. Объем средств дорожного фонда нам удалось сохранить на уровне прошлого года. Если говорить о приоритетных проектах, то, с моей точки зрения, это Восточный обход. Да, финансирование сократилось, и очень сильно: изначально была запланирована сумма 3,9 миллиарда рублей, а выделили только 1,3 миллиарда. Но строительство продолжается, работы идут, и это главное. Думаю, никому не надо объяснять, насколько для Новосибирской области, да и, пожалуй, для всего Сибирского региона, важен Восточный обход: по проекту он вместе с уже построенным Северным обходом и перспективным Юго-Западным транзитом позволит замкнуть дорожное кольцо и пустить транзитный транспорт в объезд Новосибирска.

Другой, не менее важный объект — реконструкция трассы М-51 в Коченёвском районе. Эта магистраль строилась в шестидесятых годах прошлого века, сегодня она практически находится в ненормативном состоянии. А транспортный поток там колоссальный, ведь фактически это западные ворота Новосибирска. Еще мы ведем строительство путепровода в Коченёво. Там Транссиб перерезает и район, и районный центр пополам, что создает большие неудобства. Не знаю, какие пробки были в Барышево до введения в эксплуатацию тоннеля, но в Коченёво они огромные. Ну и про Новосибирск забывать не стоит: продолжаем реконструкцию Мочищенского шоссе, в прошлом году была выполнена первая очередь работ, и это сразу дало весьма ощутимый эффект. Строим трассу на улице Георгия Колонды, что даст возможность разгрузить густонаселенные микрорайоны Родники и Снегири. Конечно же, следует помнить и о текущем и капитальном ремонте и содержании дорог как в городе, так и в области.

— Какие наиболее острые проблемы сегодня стоят перед дорожной отраслью?

— По сути дела, проблема у нас одна, но она, как говорится, из разряда вечных: это недостаточное финансирование. Десять — пятнадцать назад дороги вообще не ремонтировали, и это тоже наложило свой отпечаток. За последние пять лет федеральные трассы приобрели совсем другой вид, мы их постепенно приводим в нормативное состояние. С нашими местными дорогами дело обстоит несколько хуже, а ведь они не менее важны для региона. Я имею в виду Ленинск-Кузнецкую трассу, дорогу Ордынск — Кочки — Павлодар, трассу Новосибирск — Колывань — Томск. Там финансирование на содержание в три — пять раз ниже, чем для федеральных магистралей. И я уж молчу про местные дороги в области между селами и деревнями. Хотя справедливости ради стоит отметить, что последние пять лет мы и муниципалитетам выделяем приличные деньги. Но то, что разрушалось десятилетиями, за один год не поднимешь. Однако делать-то все равно надо.

— Сколько же выделяют на местные дороги?

— В прошлом году — около 1,7 миллиарда рублей, и еще 700 миллионов от акцизов на нефтепродукты. Достаточно солидная сумма, хотя, конечно, хотелось бы много больше.

Новосибирская марка
— Сергей Михайлович, с переходом на долголетние контракты с подрядчиками что изменилось в системе дорожной отрасли? Кто из подрядчиков прошлого года вынужден дорабатывать свои ошибки в 2016-м, а кто из них вообще лишится госзаказа?

— Что и говорить, с подрядчиками не все идеально. В процессе работы возникает много вопросов. Некоторых штрафуем, других вносим в список недобросовестных. Я их даже назову, пусть все знают эти «гордые» имена. Это, к примеру, ООО «Кварц» — оно не выполнило договорные обязательства. Проектные организации тоже не всегда работают добросовестно. ООО «ПСК Сибирь» в настоящий момент находится на грани разрыва контракта. Если говорить в целом, то в последнее время требования, предъявляемые к подрядчикам, стали гораздо жестче. Мы же выполняем свои обязательства, платим им день в день, не то что несколько лет назад, когда, бывало, по полгода оплату задерживали. Так почему же они условия не выполняют? Это моя принципиальная позиция: договоренности надо соблюдать, и точка. Тем более что тарифы на содержание километра дорог ежегодно повышаются на 15–20 процентов. Собственно говоря, именно поэтому дорожники сегодня имеют такой же объем работ, как и в прошлом году, несмотря на кризис.

С другой стороны, у нас есть целый ряд добросовестных подрядчиков, которые всегда безукоризненно выполняют свои обязательства. Это «Новосибирскавтодор», «Агропромдорстрой», «Сибавтобан», Здвинское ДСУ, «Сибмост», ООО «Искусственные сооружения». Да много таких, и это очень хорошо!

— В канун вашего юбилея какие задачи вы, профессионал-дорожник, ставите перед собой и в работе, и в жизни? Ведь в этом возрасте как раз жизненные силы и практический опыт сходятся в одной высокой точке.

— Хотите честно?

— Конечно!

— В нашей области, к сожалению, есть немало сел и деревень, которые в распутицу, весной и осенью, просто отрезаны от мира, в них невозможно проехать, потому что нет нормальных дорог. Какой уж там асфальт, для них и обычная щебенка — недостижимая мечта! А ведь там люди живут, и у них есть дети, которым надо ездить в школу. Поэтому я ставлю перед собой задачу: сделать так, чтобы все дороги были проезжими в любое время года, особенно те, по которым проходят школьные маршруты.

— Сложная задача…

— Но вполне выполнимая, по-моему. И еще — сделать так, чтобы дороги Новосибирской области были лучше, чем в соседних регионах, имели свою марку, если хотите.

— И все же в чем заключается главный рабочий принцип Титова?

— Да так сразу и не ответишь… Справедливость, я думаю. Причем в отношении всех — и коллег, и подрядных организаций. Ответственность, безусловно. Ну и требовательность, и в первую очередь к себе. Меня порой упрекают, что я излишне требователен, но иначе, мне кажется, просто нельзя.