USD 102.5761 EUR 107.4252
 

С поля на прилавок

Валентина МАЛЬЦЕВА
Кооперативы обеспечивают крепкую связь между производителями, торговлей и потребителем продукции
Кооперативы обеспечивают крепкую связь между производителями, торговлей и потребителем продукции

Устойчивость системы потребительской кооперации основана на самых демократичных формах работы с потребителями услуг

Новосибирский облпотребсоюз — негосударственная многоотраслевая хозяйственная организация. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации области за 2015 год составил 7 миллиардов 56 миллионов рублей, получено более 100 миллионов рублей прибыли.

Это означает, что система обладает высоким экономическим потенциалом в торговле, общественном питании, заготовках, производстве. Новосибирские кооператоры по совокупному объему деятельности занимают восьмое место в России и первое в Сибирском федеральном округе. В системе — более тысячи торговых объектов, которые обслуживают население самых отдаленных и труднодоступных сел. В обществах трудятся около шести тысяч человек.

О том, что было сделано по развитию системы в минувшем году, актуальных проблемах и задачах на этот год и говорили кооператоры на своем общем собрании, прошедшем в областном центре.

Не благодаря, а вопреки
Анализируя итоги работы за 2015 год, председатель совета Новосибирского облпотребсоюза Станислав Липский отметил, что минувший кризисный год сказывался и на работе потребительской кооперации:

— Запланированные объемы на 2015 год несколько снизились, хотя новая реальность показала и точки роста, где можно эффективно работать и добиваться успеха. На 12 процентов достигнут рост по оказанию платных услуг населению. В заготовительной работе наиболее востребованным оказался закуп картофеля у сельских жителей, тут темп роста еще выше — 15 процентов.

Судя по другим приведенным на собрании данным, успехи в отрасли чаще всего достигаются не благодаря, а вопреки сложившимся экономическим обстоятельствам.

Если оценить работу в контексте объективных факторов, то тут наиболее влиятельными остаются, к сожалению, негативные.

Сельское население, а это основной потребитель и партнер кооператоров, продолжает сокращаться. Статистика фиксирует высокую закредитованность населения: долги на душу трудоспособного населения на 15,8 процента выше, чем в среднем по России.

Качество обслуживания и результаты работы
Тем не менее даже в этих условиях во многих районах удалось выстроить рентабельную систему отношений с сельскими жителями, получить положительный финансовый результат в основных отраслях. Первые места в торговле заняли краснозёрские и татарские кооператоры, по заготовкам сельхозпродукции вперед вышли коллективы Куйбышевского и Колыванского потребобществ. А больше всех товаров в расчете на одного человека реализовали кооператоры Татарского райпо. Кстати, по этому показателю они держат первенство уже много лет.

Солидные средства вкладывались в минувшем году во многих районах в модернизацию и развитие материально-технической базы. На эти цели было потрачено свыше 102 миллионов рублей, 75 процентов инвестиций — за счет собственных средств.

Новоселье в минувшем году справили кооператоры в ряде районов. Самым значимым примером является новый, оснащенный качественным технологическим оборудованием краснозёрский магазин «Наш кооператор» площадью более тысячи квадратных метров. Широкий ассортимент услуг, предоставляемых им, был сразу оценен жителями поселка. Товарооборот вырос на 14 процентов. Этот пример показывает, как качество обслуживания влияет на результаты работы.

Но все же основной формат потребкооперации — «магазин у дома». Именно его намерены использовать кооператоры, применяя современные технологии продаж. 145 магазинов уже оборудованы терминалами для платежных карт, за год оборот по ним достиг 235 миллионов рублей.

Базовым направлением в поиске новых форм работы кооперации можно считать деятельность закупочного комитета. Он создан с целью повышения доходности и конкурентоспособности, совершенствования работы с поставщиками, внедрения единой ассортиментной и ценовой политики. Подписаны генеральные соглашения с партнерами, крупными поставщиками, причем на условиях отсрочек платежей и ценовых скидок.

Надежды на обновление
Надежды на обновление связаны и с подготовкой молодых кадров в кооперативном техникуме, где обучают специалистов самых востребованных профессий. Кроме классического экономического направления есть спецкурс «История потребительской кооперации», который представляет особенности и преимущества ее системы.

Задачи, стоящие перед потребкооперацией сегодня, очень важны для всей сельскохозяйственной отрасли, для всего российского села. Как дальше развивать эту систему? Ответ на этот вопрос обсуждался недавно на круглом столе, проведенном в облпотребсоюзе по инициативе регионального министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства. В разговоре о проблемах и путях их решения принимали участие представители исполнительных органов власти всех районов области. Как отметили собравшиеся, система обладает мощным потенциалом развития, а кризисные и санкционные условия только добавляют шансов для расширения деятельности, закрепления на рынке качественных услуг и товаров местного производства.