Под парусами чести и любви
Новосибирские театралы встретили весну, как и положено, историей о рыцаре и прекрасной даме
Спектакль «Одиссея капитана Блада» впервые представлен на музыкальной сцене. Постановка театра музкомедии, по сути, стала мировой премьерой.
С широко закрытыми глазами
В начале 90-х в российском искусстве появился новый персонаж — подруга бандита. Она сама могла быть милой, нежной, даже вдохновенно играющей на скрипке (как возлюбленная Саши Белого в «Бригаде» в исполнении Екатерины Гусевой), но сердце ее было отдано преступнику. Сонм этих женщин, приластившихся к криминалу разных мастей — от политики до бизнеса, на сцене, на экране и в реальной жизни и по сей день благополучно отдаются своему чувству, непостижимым образом уклоняясь от этической оценки деятельности своих избранников.
Как говорится, Бог им судья! Героиня премьерного спектакля театра музыкальной комедии «Одиссея капитана Блада» Арабелла Бишоп — полная им противоположность. Как ни мил ей Питер Блад, сначала пленник, обучающий ее латыни, потом вольный флибустьер, малейший намек (а точнее, клевета) на его неправедность готов подвигнуть Арабеллу к разрыву с дорогим ей человеком. И эта бескомпромиссность нравственных акцентов в новом приключенческом мюзикле, признаюсь, покоряет невероятно: здесь вся интрига держится на том, что герои не могут поступаться высокими принципами, а девушки не бегут сломя голову за богачами, лжецами или жестокосердными пиратами.
Остров Счастья — реальность
В таком контексте прекрасно, то есть предельно убедительно, воспринимается публикой рыцарь без страха и упрека — капитан Блад (Алексей Штыков), а также его романтическая мечта об острове Счастья, на поиски которого он в конце концов и отправляется с Арабеллой (Евгения Огнева).
А коли главным героям мы искренне симпатизируем и верим, то и весь спектакль смотрим на одном дыхании. Тем более что у нового мюзикла петербургского композитора Владимира Баскина (новосибирцы знают его по спектаклям «Шведская спичка» и «Сирано де Бержерак») масса достоинств: хорошая музыка, запоминающиеся лирические дуэты и комические ансамбли. А завершающий первое действие хор (солируют Юнга и Блад) на стихи Гумилева «Капитаны» и вовсе звучит хитовым романтическим гимном.
Особая доминанта спектакля — декорации художника Кирилла Пискунова. Это фрагмент палубы старинного парусника: фактура настоящего корабельного дерева и неигрушечные, полновесные его детали придают действию ощущение неопереточной брутальности. А то, что расположена палуба под углом к основной площадке, — динамичность массовым сценам и ощущение реального морского непокоя. Кстати, нигде не обыгранная вербально деталь — когда поднимают паруса, мы видим на них опаленные гарью отверстия от пушечных ядер — также производит впечатление.
Люди и хамелеоны
Как всегда (мы знаем его по золотомасочной «Гадюке», сейчас поехал на этот же фестиваль спектакль «Вий»), изобретателен и виртуозен в этом своем качестве режиссер-постановщик мюзикла Гали Абайдулов. В «Одиссее капитана Блада» занята большая часть мужской труппы театра, но на сцене нет толпы, каждый как на ладони, и каждому актеру удается создать свой пусть небольшой, но запоминающийся образ. Безусловно, энергетику действа подпитывают и профессионально поставленные Василием Лукьяненко фехтовальные сцены — поединки на шпагах красивы, им присущ свой драматический нерв.
Украшением спектакля можно назвать дуэт Романа Ромашова (Джулиан Уэйн) и Андрея Черняева (комендант острова полковник Бишоп). Один строг и серьезен, поскольку находится при исполнении инспекторских обязанностей (на самом деле его интересует Арабелла), другой дурашлив, якобы забывчив, прикидывается преисполненным служебного рвения, хотя единственный его интерес — нажива. То есть сущие хамелеоны, предающие позже друг друга в трудных ситуациях ежеминутно. Апофеозом двуличия обоих и одной из лучших комических сцен в спектакле становится их дуэт «Да здравствует великий дон Диего!», адресованный командиру испанского отряда, захватившего остров.
Елизавета Дорофеева в роли Линды Гордон (бывшей невесты сэра Уэйна) с момента появления на сцене — сгусток пережитой ее героиней страшной судьбы. Наполненность актрисы этим внутренним грузом для мюзикла, можно сказать, необычна. Хотя, если вспомнить ее Ольгу Зотову в «Гадюке», удивляться, пожалуй, не стоит. Хочется только сказать, что этот персонаж, несомненно, делает спектакль еще многомернее.
СПРАВКА
История о приключениях бывшего лекаря, по ошибке осужденного на каторжные работы и бежавшего с каторги на захваченном испанском фрегате, неоднократно привлекала внимание кинорежиссеров. Первая экранизация романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» появилась в 1924 году.