USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Прокурор области Владимир ФАЛИЛЕЕВ объявил войну коллекторам

Виталий МАСЛЮК
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

По инициативе областной прокуратуры в прошлом году депутаты Законодательного собрания Новосибирской области приняли в первом чтении проект так называемого закона «о тишине», который, в частности, запрещает шуметь в квартирах в обеденное время. В этом году ведомство получило одобрение общественности уже тем, что взяло на особый контроль методы работы коллекторов, а теперь пытается оградить жителей области еще и от ночных покупок алкоголя в Интернете. Прокуроры становятся ближе к народу? И решением каких еще насущных проблем представители ведомства займутся в ближайшее время? Об этом и многом другом рассказал прокурор Новосибирской области Владимир ФАЛИЛЕЕВ. 

 Люди доверяют

— Владимир Александрович, вы возглавили новосибирскую прокуратуру в мае 2015 года, но довольно активно сразу взялись за работу. Как оцениваете результативность?

— За прошлый год мы рассмотрели более 69 тысяч обращений. На основании этого могу судить, что прокуратуре люди доверяют. Отмечу, что в прошлом году для нас приоритетным оставался надзор за соблюдением федерального законодательства, защита трудовых и социальных прав новосибирцев. Особое внимание в год 70-летия Победы было уделено ветеранам Великой Отечественной войны. Приведу пример: рассмотрев представление прокурора Купинского района, местная администрация восстановила на учете нуждающуюся в жилье 91-летнюю вдову инвалида ВОВ и обеспечила ее единовременной денежной выплатой в размере 1,4 миллиона рублей на его приобретение.

Сказались на работе нашего ведомства и внешнеполитические факторы, так, из-за введения экономических санкций приходилось совместно с другими контролирующими органами проводить рейды по выявлению фактов незаконной реализации запрещенных к ввозу в Россию продовольственных товаров. Пресекали прокуроры и необоснованный рост цен на продукты питания, лекарства.

— Генеральная прокуратура назвала в числе своих приоритетов борьбу с неправомерными действиями коллекторов. На НСО это тоже распространяется? Коллекторы, действительно, в последнее время выходят за рамки — как законодательные, так и моральные. Недавно в Новосибирске живого ребенка в Интернете похоронили, чтобы заставить его мать вернуть долг.

— Проблема законности действий коллекторских агентств на сегодня актуальна для всей страны. Дело в том, что деятельность юридических лиц, взыскивающих долги, законодательно не урегулирована, что создает определенные трудности и для правоохранительных органов. Жалобы поступают к нам в достаточном количестве. Чаще всего мы их передаем в полицию, так как не все вопросы находятся в нашей компетенции. Ведь жалуются именно на неправомерные действия, которые зачастую могут квалифицироваться как преступления. Но история с «похороненным» ребенком взята нами на особый контроль: уже возбуждено и расследуется уголовное дело. Тут есть важный момент — если коллекторы используют персональные данные граждан, это дает нам повод для проверки.

— Никого не оставила равнодушным история с убийством школьницы Карины Залесовой. Но родные и близкие погибшей говорят о том, что расследование дела искусственно затягивается…

— Хочу сказать сразу, что расследованием уголовного дела занимается первый отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Новосибирской области. Подозреваемому предъявлено обвинение. Затягивания сроков расследования нет, поскольку, с учетом специфики преступления и личности подозреваемого (он несовершеннолетний), закон предусматривает дополнительные условия, касающиеся изучения его характеристики, условий жизни и воспитания.

Иногда достаточно проверки

— Не так давно в интервью «ВН» руководитель региональной Государственной жилищной инспекции Евгений Пономарев рассказал, что к ним поступает много обращений относительно капитального ремонта. Наверное, и вас завалили обращениями по этому поводу?

— Да, к сфере ЖКХ вообще люди в целом очень трепетно относятся, особенно к тому, как используются их денежные средства. Но тут наших полномочий не всегда хватает: когда речь идет о подозрении граждан на хищение денежных средств при проведении ремонта, то эту информацию мы передаем в полицию. А когда дело касается некачественного ремонта, то часто нужны заключения специалистов, дополнительные экспертизы. Увы, мы не всегда можем помочь, но проверку проводим в любом случае, выясняя, требуется наше вмешательство или нет. Как показывает практика, иногда и этого достаточно.

Например, невыполнение гарантийных обязательств по устранению недоделок, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома № 2 на ул. Рабочей г. Карасука, явилось основанием для внесения в конце ноября 2015 года прокурором Карасукского района двух представлений руководителям ООО «ЖЭУ» и ООО «Прораб». Представления рассмотрены, недоделки устранены.

После внесения в сентябре прошлого года и. о. прокурора Сузунского района представления директору ООО «УК Сузунское ЖКХ» завершены работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 1а на ул. Юбилейной в р. п. Сузун.

— Продолжая тему ЖКХ: удается ли вам находить управу на управляющие компании, которые зачастую игнорируют претензии от собственников квартир?

— Лучше всего на этот вопрос ответить цифрами. После нашего вмешательства 13 тысячам человек поставлены и поставляются коммунальные услуги надлежащего качества. Но нарушений стало меньше — в прошлом году возбуждено 76 уголовных дел. Чаще всего они связаны с тем, что руководители УК, пользуясь своим служебным положением, присваивают средства. Речь идет о десятках миллионов рублей.

— У нас много в регионе делается для снижения числа долгостроев. Как прокуратура здесь помогает?

— Ситуация непростая, но динамика, в том числе благодаря работе регионального правительства, положительная. Если три года назад у нас было 85 «проблемных» объектов, то сегодня 63. Только за 2015 год в строительство было введено 20 таких объектов. Но с учетом экономической ситуации, наверное, это проблема в ближайшие годы не уйдет с повестки дня. У нас больше 6000 граждан, которые пострадали. Сейчас мы буквально за руку ловим застройщиков,  пытающихся заключить договоры, которые не предусмотрены российским законодательством. В 2015 году мы пресекли больше ста таких случаев на сумму 180 миллионов рублей. Что касается уголовных дел, то в прошлом году в отношении недобросовестных застройщиков было возбуждено 19 уголовных дел. К сожалению, такие дела расследуются не так быстро из-за огромного количества документов и большого числа пострадавших. Но работа в этой сфере будет наступательно продолжена в 2016 году.