USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Доверяй, да проверяй

Катерина КОШКИНА. На правах рекламы
Хлебная продукция, представленная на экспертизу. Фото предоставлено ФБУ «Новосибирский ЦСМ»
Хлебная продукция, представленная на экспертизу. Фото предоставлено ФБУ «Новосибирский ЦСМ»

Эксперты ФБУ «Новосибирский ЦСМ» о качестве продуктов и алкоголя

Еда, ежедневно попадающая к нам на стол, должна быть качественной и безопасной. Казалось бы, это аксиома. Увы, далеко не все, что находится на прилавках в магазинах, отвечает этим требованиям. Чего же нужно опасаться в первую очередь и как обезопасить себя от некачественных продуктов?

Вкус, цвет и запах
Недавно по стране прокатилась целая серия отравлений поддельным алкоголем. К примеру, в ноябре в Красноярске пострадали более десятка человек, некоторых спасти так и не удалось. В подмосковном селе Растуново восемь человек стали жертвой суррогата, для половины из них трагическое застолье оказалось последним. Чуть раньше в Забайкалье одиннадцать человек умерли, отравившись метанолом. А в начале января нынешнего года пятеро бездомных скончались по этой же причине в Новосибирске.

— К сожалению, фальсификация алкогольной продукции сегодня совсем не редкость, — рассказывает эксперт-дегустатор, председатель дегустационной комиссии испытательного центра ФБУ «Новосибирский ЦСМ» Светлана Бахман. — В своей работе я могу припомнить не один такой случай. Иногда образцы для испытаний, которые проводит дегустационная комиссия, предоставляют обычные граждане, но чаще это делают торговые организации и производители продукции.

08-24-02.jpg

Светлана Юрьевна Бахман. Фото предоставлено ФБУ «Новосибирский ЦСМ»

По словам Светланы Бахман, дегустационная комиссия была создана в ФБУ «Новосибирский ЦСМ» десять лет назад. В ее состав вошли испытатели, специалисты с выдающимися способностями в отношении восприятия вкуса, запаха и так далее. Ежегодно дегустаторов тестируют — проверяют, не утратили ли они свои способности. Главная цель работы дегустационной комиссии — проверить, насколько тот или иной продукт соответствует требованиям, предъявляемым к качеству. Иными словами, имеет он нужные цвет, вкус, запах, консистенцию, нет ли посторонних тонов и прочее.

— Естественно, мы никогда не дегустируем образцы продуктов, если не уверены в их безопасности, — подчеркивает Светлана Бахман. — Поэтому заявленный образец продукции должен либо иметь соответствующие документы, либо быть испытан на безопасность. В противном случае мы проводим усеченную дегустацию — проверяем внешний вид и запах, но не вкус.

Псевдоконьяк по Интернету
В январе нынешнего года в испытательный центр поступило 95 заявок юридических и физических лиц на проведение органолептического анализа (один из показателей качества). Отрицательные результаты получены по четырем образцам: палочки куриные сырокопченые охлажденные (у них обнаружился посторонний вкус) и три образца шпротов. Всенародно любимая рыбка имела посторонние вкус и запах, консистенция рыбы, ее костей и плавников оставляла желать лучшего (тушки нецелые, при выкладывании из банки разламывались). Также производители явно не доложили шпротов в банки — массовая доля рыбы не соответствовала установленным требованиям.

— Что касается алкоголя, то представленный нам в январе на испытания образец рома «Кастильо Сильвер» (изготовитель —  «Бакарди Корпорейшн», Пуэрто-Рико, розлив США) оказался действительно ромом, — отмечает Светлана Бахман. — Но бывали и другие случаи. К примеру, как-то нам принеслили образец коньяка «Хеннесси ХО», приобретенный по Интернету. Мы провели испытания, в том числе на безопасность. Смертельно опасного метилового спирта в составе, к счастью, не оказалось. Но, с другой стороны, доля микропримесей (высших спиртов, средних эфиров и альдегидов) оказалась в десятки раз меньше нормы. А ведь как раз эти самые микропримеси и делают коньяк коньяком, придают ему вкус и букет. Это говорит о том, что этот «коньяк» изготовили из обычного этилового спирта и кондитерских отдушек.

08-24-03.jpg

Дегустация напитков. Фото предоставлено ФБУ «Новосибирский ЦСМ»

Впрочем, по словам Светланы Бахман, отличить подделку можно было и не прибегая к испытаниям (в том числе органолептическим). Бутылка якобы элитного коньяка, представленная на испытания, не имела специального тиснения, этикетка была размытой. Более того, фальсификатор допустил очевидный промах, указав, что выдержка напитка составляет не менее семи лет. На самом деле у подлинного «Хеннесси ХО» она должна быть не менее двадцати лет. Впрочем, фальсификаторов такие тонкости не интересуют. При цене в десятки раз ниже обычной этот «коньяк» и так купят.

Хлеб всему голова
Но алкоголь можно (и даже желательно!) вовсе не пить, а вот без хлеба жить нельзя. Дегустационная комиссия испытательного центра ФБУ «Новосибирский ЦСМ» регулярно проводит анализ его качества. По мнению экспертов, с этим важнейшим продуктом российского рациона проблем куда меньше, чем с тем же алкоголем. Все-таки хлеб люди покупают каждый день, и производители дорожат своей репутацией.

Иногда случается, что хлеб имеет недостаточный объем и плоскую корку. Бывает, что корочка неравномерно окрашена — имеет цвет от светло-желтого до темно-коричневого (так называемый легкий пригар). Случается, что у экспертов возникают претензии к вкусу и аромату. Такая проблема возникает, как правило, в том случае, если производитель использует сырье низкого качества или, допустим, смешивает хорошую муку с лежалой. Из-за небрежности во время фасовки хлеб иногда имеет замятые края (свежий, теплый хлеб очень легко мнется). И, пожалуй, самая серьезная проблема — наличие посторонних включений. В одном из образцов, к примеру, дегустаторы обнаружили человеческий волос. О каком качестве в подобных случаях вообще может идти речь?

При выборе хлеба Светлана Бахман советует обращать внимание на его внешний вид: как правило, качественный продукт и выглядит красиво. Буханка должна быть правильной формы, иметь ровную окраску, слегка блестящую поверхность и верхнюю корку без наплывов. Требования к упаковке — целая и чистая. А вот цена на качество не влияет: попадается и бюджетный хлеб отличного качества, и дорогой, но при этом не отвечающий нужным критериям. Производитель тут тоже не показатель: и небольшие пекарни, и крупные предприятия могут выпекать великолепный хлеб и допускать огрехи.

— Сегодня на рынке продуктов питания существует большая конкуренция, поэтому производители и предприятия торговли с нами сотрудничают. В оценке качества очень важен взгляд со стороны. Наши эксперты могут не только профессионально оценить качество представленной продукции, но и дать определенные рекомендации — на что следует обратить внимание, над чем стоит поработать. Кроме того, специалисты ЦСМ оказывают консультационные услуги в отношении маркировки, ведь к ней тоже предъявляют жесткие требования. Одним словом, мы приглашаем производителей, торговые организации и предприятия общепита, которые дорожат своей деловой репутацией, к сотрудничеству. Ведь сегодня, экономя на контроле качества, можно просто потерять бизнес,— подводит итог Светлана Бахман.

Заповеди покупателя
Как выбрать алкоголь и не нарваться на подделку? Эксперты ФБУ «Новосибирский ЦСМ» советуют соблюдать нехитрые правила, чтобы не купить откровенный фальсификат.

Продажа алкогольной продукции через Интернет запрещена законом, и точка! Покупать алкоголь лучше либо в крупных торговых сетях, либо в больших магазинах.

Перед покупкой желательно поинтересоваться, есть ли у магазина лицензия на торговлю спиртным, а если есть, то какая именно. Иногда продавец, имея лицензию на продажу слабоалкогольной продукции, предлагает потребителям крепкие напитки.

Покупая алкоголь, нужно обращать внимание на цену. В различных торговых точках она может отличаться, но не более чем на 10 процентов. Если где-то цена значительно ниже, чем в других магазинах, перед вами явная подделка.

Приобретая алкоголь, важно проверить герметичность упаковки. Для этого достаточно перевернуть бутылку. Если появился запах, возле пробки выступила влага — это повод задуматься.

Прежде чем сделать выбор, не менее важно внимательно осмотреть бутылку. Как правило, производители элитного алкоголя фасуют свою продукцию в тару оригинальной формы, имеющую ряд степеней защиты. Стоит также обратить внимание, как наклеены этикетка, контрэтикетка и кольеретка.

Если вы остановили свой выбор на вине в тетрапаке или другой мягкой упаковке, очень важно, чтобы эта упаковка не была помятой или не имела признаков вздутия.

При выборе шампанского важны те же моменты, что и при выборе другого алкоголя: хороший магазин, правильно наклеенные этикетки и, конечно, цена.

Испытательный центр ФБУ «Новосибирский ЦСМ»
630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 36
Тел. (383) 210-07-65
Факс (383) 210-09-31
Тел./факс (383) 210-00-65
Е-mail: foodlab@ncsm.ru

Экспертиза и дегустация
Тел. (383) 210-07-72
Факс (383) 210-09-31
Е-mail: bahman@ncsm.ru, bahman16@mail.ru
Эксперт Светлана Юрьевна Бахман
www.ncsm.ru