USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Денис МАТВИЕНКО о настоящем Кехмане, гонорарах и живом Спартаке

Людмила СМИРНОВА
Фото предоставлены НОВАТ
Фото предоставлены НОВАТ

Как бы порой ни злословила общественность Новосибирска в отношении нового директора оперного театра Владимира Кехмана, но меньше чем за год под его руководством театр не просто сменил вывеску, а обновился. Причем как внешне, так и внутренне.

Чего стоит хотя бы появившийся в репертуаре в дополнение к классике очень реалистичный балет «Спартак», главную партию в котором исполняет звезда мирового балета Денис МАТВИЕНКО. В его биографии петербургский Мариинский театр и московский Большой, Парижская опера, итальянская «Ла Скала» и национальный театр Токио. Более того, этот артист является единственным в мире обладателем четырех (!) Гран-при международных балетных конкурсов, премии «Душа танца» и других престижных наград. И уже этим летом он станет художественным руководителем новосибирского балета: будет формировать новый облик труппы и выстраивать репертуар.

Мы давно хотели пригласить Дениса на разговор, и нам наконец удалось вклиниться между двумя «Спартаками», в которых задействован артист. 

балет4.jpg

Не ради гонораров

 — Денис, еще в прошлом году было официально объявлено, что Владимир Кехман пригласил вас руководить балетной труппой нашего оперного театра, но официальное назначение произойдет только в июне. Почему? И как подготавливаетесь?

— До июня этого года по контракту художественный руководитель балетной труппы театра — Игорь Зеленский, а я пока как артист здесь выступаю и постепенно знакомлюсь с труппой. Можно сказать, Игорь Анатольевич передает мне дела.

Что касается подготовки, то у меня уже был опыт административной работы — я же из Днепропетровска, и вот в 2011-м тогда еще министр культуры Украины Михаил Кулиняк пригласил меня на должность художественного руководителя балетной труппы Национальной оперы в Киеве. Театр на тот момент переживал и творческий, и финансовый кризис, пришлось прикладывать усилия, чтобы зрители вернулись в зал, и у меня получилось — аншлаги стали собирать, современную хореографию ставить. Впрочем, я делал то, что должен был делать, и не ради славы и гонораров.

— Я слышала, что успешный проект завершился скандальной отставкой…

— Да, к тому моменту приглашавшего меня на работу Михаила Кулиняка сменил новый министр. Он и его новое окружение мыслило совсем не так, как я. В общем, начались творческие противостояния. Воспользовавшись тем, что я уехал на гастроли в Лондон, он подписал приказ о моем увольнении с должности, и было объявлено, что я — только артист балета. Это было так некрасиво. По возвращении я организовал пресс-конференцию, потому что человек моего статуса не может просто так собрать чемодан и уехать, если ему кто-то указал на дверь. Тысячи людей потом подписывали письма поддержки и требовали моего возвращения, но ничего не смогли в этом болоте изменить. И я вернулся в Россию, в Мариинский театр.

«Спартак — не роль» 

балет1.jpg

— С директором НОВАТа вы давно знакомы?

— В 2007 году он предложил мне поработать в Михайловском театре. С этого момента мы и сотрудничаем. Тогда еще он мне сказал: «Когда-нибудь ты станешь руководителем балета». Видимо, сейчас время пришло. Он ничего не совершает просто так. Кто-то говорит — авантюрист, но нет, он человек, который привык добиваться результатов. Феноменальных результатов! Михайловский театр тому подтверждение. Кехман сделал реконструкцию, пригласил лучших хореографов, и театр «зазвучал». Признаюсь, предложение возглавить новосибирскую балетную труппу было неожиданным, но я всегда за творчество. А в этом театре оно есть, и я вижу здесь огромный потенциал. Игорь Зеленский сделал многое для Новосибирска, и мы, конечно, будем поддерживать связь, продолжать какие-то его начинания, привносить что-то свое.

балет2.jpg

— Что именно свое?

— Не хочу говорить что-то конкретное, хотя кое-что вырисовывается. Во всяком случае, я уже понимаю, кто мне нужен, кого мне не хватает и кого слишком много.

— Нравится вам в Новосибирске?

— Я сюда и раньше не раз наведывался, впервые — на гала-концерт Игоря Зеленского, потом дважды приезжал с проектом «Короли танца», но никогда не думал, что буду работать здесь. Мне очень нравится климат, гораздо больше, чем питерский. А вот город я еще не посмотрел, только театр. Но он впечатляет, особенно огромная сцена! Декорации на ней масштабнее смотрятся, она добавляет мощи спектаклю. Здесь такие масштабные балеты, как «Спартак», очень хорошо ставить.

— «Спартака» теперь у нас два, и вы в них танцуете — в классическом Григоровича и современном Ковтуна. В чем разница?

— Я могу сказать так: единственное сходство между этими балетами — это сюжет. У Ковтуна все гораздо реалистичнее, чем у Григоровича. Восставшие гладиаторы и римские воины сражаются по-настоящему, мой меч, например, из титана! На сцене более 300 (!) артистов,  есть даже живая тигрица. Ее зовут Шакира, кстати, профессиональная актриса театра и кино. А вообще этот балет мне дает необычное ощущение. Спартак — это не просто роль. Когда я танцую, для меня не существует ни зрителей, ни семьи, как будто переношусь в ту эпоху и переживаю все, что пережил мой герой.