Первая четверть
Банку «Левобережный» — 25 лет. По человеческим меркам — целое поколение родилось и выросло. По меркам государства последние 25 лет — самый противоречивый и бурный отрезок новейшей российской истории.
В эти четверть века шло рождение и развитие новой экономики новой России, в том числе национального банковского сектора. Вместе с новой экономикой Новосибирской области происходило становление Банка «Левобережный», который уже стал региональным брендом.
Вместе с президентом Банка «Левобережный» Надеждой Иващенко и генеральным директором Владимиром Шапоренко мы вспоминаем, как все начиналось, в чем суть и значение социального банка для развития Новосибирска и региона в целом.
Времена уходят, банк остается
— История Банка «Левобережный» началась 4 января 1989 года после принятия решения областным управлением «Жилсоцбанка» и изданием приказа о создании отделения «Жилсоцбанка» на левом берегу Новосибирска, — рассказывает Надежда Иващенко. — Отделение специализировалось на обслуживании торговых, транспортных предприятий, структур по бытовому обслуживанию населения и производству ТНП левобережья. Банку передали на полное обслуживание 280 отраслевых структур. А в отделении, которое располагалось тогда на улице Титова, 44, работали всего 34 банковских специалиста.
Время было действительно сложное, противоречивое: конец 80-х — начало 90-х, только началось становление банковской системы, формирование нормативной и законодательной базы регулирования деятельности банков. Все было с нуля: своими силами разрабатывали нормативы и правила, методики оценки хозяйственно-финансовой деятельности клиентов, определяли процентные ставки.
Надежда Иващенко вспоминает о книге, где записывались решения по выдаче кредитов клиентам банка с 1993 года. Вспомните, какие тогда были ставки по кредитам! От 150 до 260 процентов годовых, а за просрочку — более 300 процентов годовых. Просто космические!
— При этом, — подчеркивает Надежда Иващенко, — сроки были короткие, максимум на полгода. Люди брали займы под такие проценты и возвращали. Многие из наших первых клиентов работают на рынке до сих пор, выросли из частных предпринимателей в крупные холдинги федерального масштаба.
Возвращаясь к истории становления банка, Надежда Иващенко рассказывает, что в декабре 1990 года пять клиентов банка — «Хозмебельторг», «Текстильторг», фирма «Берёзка», МНТК «Микрохирургия глаза» и НЭТИ — своими фондами экономического стимулирования обеспечили банку создание уставного капитала. 17 января 1991 года Государственный банк СССР зарегистрировал устав ООО «Коммерческий банк «Левобережный», с этого момента банк стал самостоятельным коммерческим кредитным учреждением.
— Надежда Павловна, если говорить о социальной составляющей деятельности банка: когда «Левобережный» получил статус социального финансового учреждения и почему?
— Это было еще на первом этапе развития банка. В 1993 году на федеральном уровне было принято решение о создании в России сети социальных банков, которые могли бы обслуживать счета Пенсионного фонда на территории субъектов Федерации. Было важно, что мы попали в эту систему. В уставный капитал вошли средства Пенсионных фондов Томской и Кемеровской областей, Алтайского края. В результате в наименовании нашего банка и появилось очень значимое для нас слово «социальный» — Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Счета Пенсионного фонда находились в нашем банке вплоть до 2004 года, после чего их централизованно перевели в РКЦ.
Чистый банк
Одним из важнейших этапов стал приход в качестве акционеров банка администрации Новосибирской области и аффилированных с ней структур.
— Надежда Павловна, почему именно на вашем банке остановили свой выбор госструктуры?
— Это был 1996 год, — говорит Надежда Иващенко. — По ходатайству администрации Новосибирской области Советом депутатов было принято решение о внесении в уставный капитал банка 10 миллионов рублей. Нас очень тщательно проверяли, прежде чем принять решение. «Левобережный» оказался, по признанию экспертов, «удивительно чистым». В 2000 году администрацией Новосибирской области нам была поставлена задача создать на территории районов региона подразделений для своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и ускорения исполнения платежей из областного бюджета. На тот момент это было более чем актуально. К 2004 году в каждом районе области, кроме Северного, были созданы дополнительные офисы банка. Сегодня у нас 35 полноценных подразделений в районах.
Экспансия в районы стала важным для банка этапом. В 2005 году пришло осознание, что у «Левобережного» хорошие перспективы, и для дальнейшего развития необходимо увеличивать уставный капитал. Поскольку в то время был дефицит бюджета области, нужно было искать инвестора, готового дать средства на эти цели.
— В 2007 году состоялись переговоры с собственниками владивостокского «Примсоцбанка», — рассказывает Надежда Иващенко. — В ходе переговоров достигнута договоренность о том, что при продаже на аукционе пакета акций администрации области одним из покупателей выступят акционеры «Примсоцбанка». Это произошло в 2008 году. Важно, что при этом были сохранены команда профессионалов нашего банка, его имя, цели и задачи. «Примсоцбанк» и Банк «Левобережный» были из одной сети социальных банков, поэтому мы понимали друг друга.
В 2008-м новые собственники внесли взнос в уставный капитал, что дало возможность для дальнейшего развития банка, внедрения новых банковских технологий. Появились современные розничные продукты, ипотека, новые услуги для юрлиц.
— Банк «Левобережный», безусловно, внес большой вклад в развитие экономики региона, участвуя в решении серьезных социально-экономических задач…
— Да, в период работы в сети социальных банков «Левобережный» кредитовал кассовый разрыв бюджета для своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы области. Банк обеспечивал кредитную поддержку сезонных расходов по подготовке районов к посевной и уборочной страде, расходов по подготовке к отопительному сезону и так далее. Кредитование субъекта Федерации — трудоемкий процесс. Для этих целей банку даже пришлось подготовить специалистов и создать отдельное подразделение. Финансовые задачи Пенсионного фонда тоже требовали особого внимания, и мы проделали большую работу по созданию технологий обслуживания счетов ПФР. За остатки по счетам Пенсионного фонда области мы платили большие деньги, и они шли на социальную поддержку и материальную помощь пенсионерам, инвалидам, на ремонт детских домов, домов инвалидов, санаториев. Также в качестве фонда соцподдержки банк оставлял 3 процента от прибыли после налогообложения, эта сумма тоже шла на решение важных социальных задач Новосибирской области.
Одновременно с этим банк кредитовал предприятия, которые были перспективны и давали хорошую налогооблагаемую базу для формирования бюджета области. В свое время это были такие известные новосибирские предприятия, как «Сибсельмаш», «Сибтекстильмаш», Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина. «Левобережный» участвовал в кредитовании областных проектов по созданию тепличного хозяйства, новых технологий в сфере экономии электроэнергии, топлива и так далее.
— В целом деятельность банка все годы была направлена на развитие экономики региона, повышение доступности банковских услуг для населения и организаций, поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Этого вектора банк придерживается и сегодня. Мы по-прежнему поддерживаем спорт, культуру, социальную сферу, здравоохранение, субъекты малого и среднего бизнеса и население Сибирского федерального округа, — отмечает Надежда Иващенко.
Достойное продолжение
Генеральный директор, председатель правления Банка «Левобережный» Владимир Шапоренко подтвердил, что сегодня по некоторым показателям новосибирский банк входит в топ-100 банков Российской Федерации.
— Мы оцениваем результаты нашей деятельности, качественные показатели, рейтинги российских и международных агентств, оценки Центробанка по отношению к Банку «Левобережный» как очень достойные, — говорит Владимир Шапоренко.
— Владимир Викторович, на кого сегодня ориентирован банк?
— Так исторически сложилось, что «Левобережный» — универсальный банк: мы работаем и на розницу, и для бизнеса. Например, если говорить о частных клиентах, то свои сбережения нам доверяют около 450 тысяч вкладчиков. Сегодня в портфеле «Левобережного» большой объем зарплатных проектов. В рамках таких программ с нами сотрудничают 4 000 компаний Сибири. Зарплатники для «Левобережного» — это особенная аудитория, те клиенты, на которых банк ориентируется, выстраивая новые розничные продукты. Участники зарплатных проектов в нашем банке имеют преференции по кредитам, вкладам.
— Персональный менеджер, который работает с предприятием, помогает участникам зарплатного проекта решать самые разные задачи. А что касается малого бизнеса, насколько легко ему работать с «Левобережным»?
— С предпринимателями мы работаем очень плотно. Малый и средний бизнес — один из основных сегментов нашей клиентской базы, — рассказываетт Владимир Шапоренко. — Понятно, что нам сложнее кредитовать крупные проекты с кредитными запросами на миллиарды рублей. Если брать по меркам банков федерального масштаба, то наш клиент — это скорее малый бизнес с проектами до 20 миллионов рублей. В этом сегменте средняя сумма кредита на сегодняшний день составляет около 5 миллионов рублей. Сумма может показаться небольшой. Но давайте измерять, во-первых, региональными масштабами, во-вторых (и это главное для предпринимателя), центр принятия решений находится в Новосибирске, а не где-нибудь в Москве. Это значит, что региональный банк более чуток к потребностям местного бизнеса, более гибок в подходах к решению задач, и все технологии и продукты создает самостоятельно с учетом региональной специфики.
В ногу со временем
— «Левобережный» — современный, динамично развивающийся банк. Какие направления выбраны в качестве ключевых на ближайшую перспективу?
— Действующая стратегия развития банка была разработана в 2013 году, рассчитана она была до 2016 года. Происходящие в последнее время экономические и геополитические изменения, конечно, вносят свои коррективы, но стратегический план и те задачи, которые мы поставили перед собой, сохраняются.
Например, среди важных показателей — увеличение доли дистанционных банковских услуг. Мы к этому стремимся, необходимость движения в эту сторону очевидна: все больше наших клиентов, в том числе пенсионеров, пользуются банковскими картами, терминалами, онлайн-сервисами, мобильным и интернет-банкингом. Цель стоит такая: чтобы клиент в перспективе вынужден был приходить в отделение банка всего один раз. Его идентифицировали, вручили электронные ключи, дальше он самостоятельно осуществляет все операции через дистанционные банковские продукты и Интернет. Это удобно, существенно экономит время.
— Владимир Викторович, банк действительно постоянно совершенствует качество своих услуг, и клиенты это замечают. Но ведь секрет успеха не только в новых технологиях. Я говорю об уровне качества банковского персонала.
— Это еще одна наша стратегическая задача. «Левобережный» в 2016 году свою кадровую работу ориентирует на то, чтобы более половины персонала составляли опытные банковские работники — со стажем работы не менее трех лет. Богатая корпоративная культура, укрепление командного духа, повышение мотивации сотрудников, уровня их профессиональных компетенций — работа в этом направлении ведется постоянно. Показатель качества обслуживания клиентов не только вежливость, но и скорость, эффективность, грамотность. То, что нужно клиенту, что мотивирует выбирать наш банк в качестве партнера и оставаться с нами. Мы постоянно в процессе работы над собой. Это абсолютно соотносится с тем временем, в котором мы живем. Принцип «Левобережного» — жить в ногу со временем. И даже немного опережая его запросы.