«А я по-прежнему скучаю по работе»
«Было такое время, когда опытных людей на станции очень не хватало. И тогда руководство станции Барабинск попросило Людмилу Степановну Кочергину временно поработать маневровым диспетчером. Никто не удивился, что она и с этой работой отлично справилась!». Эти слова из уст Натальи Анатольевны Дедюхиной, ведущего специалиста по управлению персоналом отдела управления персоналом Новосибирского центра организации работы железнодорожных станций, звучат даже не как комплимент, а как простая констатация факта.
Есть такие люди, которых хвалить — дело пустое. Потому что само их имя, весь их трудовой опыт говорят сами за себя. Ответственность, надежность, порядочность, преданность делу, умение ладить с людьми — все это словно прилагается к ним с самых первых шагов в профессии. Они не кичатся успехами и наградами, не любят рассказывать о себе, даже как-то смущаются, когда к ним проявляют особое внимание: «Зачем писать обо мне? Ничего я такого не сделал. Просто работали как положено, и все…». Безусловно к такой породе людей относится героиня нашего очерка, многолетний дежурный по станции Барабинск, почетный железнодорожник Людмила Степановна Кочергина.
С коллегами. Л. Кочергина, Н. Дедюхина, А. Рец, А. Тарасенко. Фото Елены КОСТИНОЙ
— Я знаю Людмилу Степановну уже много лет, — продолжает Наталья Дедюхина. — Сама пришла работать на станцию в 1990 году, так что застала ее уже в должности дежурного по станции. Она начинала в теперь далеком 1974 году с работы приемщика поездов. Сейчас уже и профессии такой нет. Потом ее назначили старшим приемосдатчиком груза и багажа в грузовой цех, а в 1980-м перевели в цех движения. Вы же понимаете, что движенцы составляют основной костяк железнодорожников станции Барабинск. Отправление, прием поездов, пассажирских и грузовых, расстановка — все это их забота. Там она и начала с самого ответственного участка работы — с должности дежурного по станции. Дежурный командует, на какой путь принять поезд, он постоянно в контакте с диспетчерами, со всем аппаратом, держит под контролем весь процесс… Людмила Степановна в этой должности проработала целых девятнадцать лет.
Свое место в жизни
Найти свое место в жизни не так-то просто, и дается это не каждому. Сказать, что Людмила с детства мечтала связать свою биографию с железной дорогой, было бы неправдой. Как все, росла, училась, смотрела на родителей, на их полную трудов и забот жизнь. Как все ребятишки, любила наблюдать за поездами, за тем, как они распределяются по разным путям, подают сигналы, отправляются в далекий путь… К слову, родители нашей героини в определенные периоды своей жизни имели прямое отношение к железной дороге: отец, Леонид Николаевич Павлов, работал кондуктором, мама, Раиса Ивановна, трудилась в деревообделочном цехе вагонного депо.
Родившаяся в селе Новогутово Козловского совхоза, в десяти километрах от районного центра, Люда позже переехала в Барабинск, где и закончила школу-десятилетку. В школе она отдавала предпочтение математике и физике. Девочка чувствовала в себе склонность скорее к технической специальности, чем к гуманитарной, но больших радужных планов на свое будущее не строила. Совсем юной она уже умела реально смотреть на жизнь, понимала, что мама осталась одна с четырьмя детьми, надо ей помогать, а значит, быстрее становиться самостоятельной, обеспечивать себя, то есть о вузе не может быть и речи.
Людмила поступила в Новосибирское радиотехническое училище, выучилась на монтажницу радиоаппаратуры и устроилась на радиотехнический завод в областном центре.
Снова на малой родине
Вернуться в Барабинск ей судьбой было предписано по личным мотивам. В один из приездов домой в районном Доме культуры на танцах Люда познакомилась с парнем, своим земляком Геной Кочергиным, который в то время работал помощником составителя поездов. Вскоре они поженились. Тогда же, в сентябре 1974 года, наша героиня пришла работать на железную дорогу.
— В отделе кадров мне сказали, что возьмут только приемщиком поездов, — вспоминает Людмила Степановна.
На работе ее окружали в основном люди постарше, в большинстве незнакомые. Но, обладая от природы мягким, отзывчивым нравом, девушка без труда нашла с ними общий язык. В качестве наставницы к Людмиле приставили Анну Васильевну Попову, работавшую приемщиком поездов в Западном парке.
Семья железнодорожников Кочергиных. Фото из личного архива героини
— Анна Васильевна — очень хороший человек, душевный. С ней легко удалось найти контакт, и работать было очень приятно, — рассказывает Людмила Степановна. — Через два года мне предложили стать приемосдатчиком грузов. Мы ходили по филиалам, куда подавались вагоны. Еще через год я стала работать на Пакгаузе-2 и на старой контейнерной. Вагоны подавали, мы их разгружали, загружали, то есть делали сортировку. Там приходилось руководить крановщиками, грузчиками. Коллектив был нормальный, слаженный, и с заданием мы, как правило, всегда справлялись.
Профессия требовала не только знания дела, сноровки, выносливости, но и умения работать с документами. Кочергина, казалось, легко осваивала все новое, учась у старших коллег и набираясь практического опыта. Это были годы, когда коллективизм и чувство локтя были не просто лозунгами, а нормой взаимоотношений в коллективе. Дело — общее, успехи — общие, ошибки — тоже общие. Людмила Степановна уже тогда, несмотря на достаточно молодой возраст, отличалась таким ценным качеством, как готовность поддержать, помочь, научить, если надо. И всегда вела большую общественную работу. В 1978 году она стала старшим приемосдатчиком груза товарной конторы. Руководила работой приемосдатчиков, которые ходили по филиалам.
— Мы составляли график, уносили его маневровому диспетчеру. На смену нам всегда давалось задание: сколько вагонов нужно погрузить, сколько выгрузить… Обычное дело. Люди были хорошие и трудились на совесть. Коллектив часто получал благодарности за работу, — рассказывает наша героиня.
Дежурная по посту
— В 1980 году Владимир Викторович Аксёнов, который руководил работой станции, предложил мне на вышке поработать — дежурным по посту централизации. Помню, как я в первый день пришла, посмотрела на это большое табло, где множество стрелок, лампочек… и испугалась. Это же какая ответственность!
«Нет, — говорю, — я не справлюсь». «Ну, не справишься, — отвечает он, — тогда вернешься на свое рабочее место», — смеется Людмила Степановна, вспоминая этот эпизод. Можно сказать, что начальник станции заставил ее поверить в себя и в то, что такая ответственность ей по плечу.
Без проблем отпрактиковавшись в течение двух месяцев под присмотром Галины Ивановны Семёновой, дежурной по цетрализованному посту, Кочергина успешно сдала экзамены и приступила к работе в новой должности.
— Поначалу было сложновато. В коллектив вписаться надо было, своей стать, — рассказывает Людмила Степановна. — Приняли меня хорошо. Я подчинялась Евгении Владимировне Павлюк, дежурной по станции. Она человек опытный, знающий, мудрый. Через четыре года именно она порекомендовала меня на должность дежурного по станции, а сама перешла на работу диспетчером.
К концу смены порой голова шла кругом, но работа Кочергиной нравилась, и вскоре она выучилась быстро и четко выполнять команды дежурного по станции, легко ориентироваться в меняющейся обстановке.
В одной из газет того времени встречаем такие строки, адресованные Л. С. Кочергиной: «Когда смотришь, как работает Людмила Степановна, удивляешься ее способности одновременно выполнять множество функций, ничего не упуская из виду, грамотно оценивать обстановку, руководить перевозочным процессом, одновременно обеспечивая беспрепятственный и безаварийный пропуск поездов и выполняя сменные показатели работы станции».
Это уже о новом и самом значимом этапе ее трудовой биографии — о работе дежурной по станции Барабинск, но, по сути, в сконцентрированном виде отражает все те черты нашей героини, которые были характерны ей и во время работы на других производственных участках: ответственность за доверенное дело, максимальная концентрация, умение все держать под контролем, при этом так грамотно выстраивая взаимоотношения со всеми участниками процесса, что каждый был на своем месте и четко выполнял поставленную задачу, а в сумме этих усилий получался закономерно хороший результат.
Новые ступени
— На новом месте поначалу тоже было страшновато, но привыкла довольно быстро, — продолжает свой рассказ Л. С. Кочергина. — У нас три парка: Восточный, Четный и Западный. В Западном парке было три пути, на которые принимали поезда, четвертый путь был для маневровых работ. В Четном парке имелось двенадцать путей, в Восточном — одиннадцать. Это было время, когда Транссиб работал напряженно. Только в Восточном парке в одном направлении отправляли порядка 60 поездов, в Четном — столько же. Тогда ведь такой компьютеризации, как сегодня, не было, так что много чего приходилось держать в памяти, ни одну мелочь не упускать из виду. Но у меня была отличная смена — третья, которая мне досталась от Павлюк. Люди были хорошие, работали слаженно, грамотно. Дежурной по парку была Зина Иванникова, по пассажирскому парку — Людмила Марышева. А дежурным диспетчером был Геннадий Иванович Кочергин, мой муж, — с улыбкой отмечает Людмила Степановна.
Эта работа от самой Кочергиной, помимо всего прочего, требовала умения быстро оценивать меняющуюся обстановку и принимать верные решения. В 1989 году без отрыва от производства Людмила Кочергина окончила железнодорожный техникум. К тому времени в ее трудовой книжке уже имелся не один десяток записей о благодарностях за высокие трудовые показатели и добросовестное отношение к труду, о премиях и наградах. Ее фото не раз попадало на газетные страницы с характерной для тех лет подписью о трудовых победах и большой общественной нагрузке.
На одной из них читаем: «От оперативности, глубокого знания дела дежурного по станции зависят успех коллектива движенцев и в целом результаты работы отделения. Умело справляется со своими обязанностями дежурная по станции Барабинск Людмила Степановна Кочергина. Она — ударник коммунистического труда, активная общественница: председатель комиссии соцстраха, член профкома. Передовик производства является депутатом городского Совета».
В работе бывало всякое, и ЧП случались. Так, по воспоминаниям моей собеседницы, в 1988 году из-за неправильного подключения светофора произошла авария, к счастью, без жертв. Комиссия, разбиравшаяся в причинах случившегося, установила вину работников СЦБ. Путь восстановили. Однако самым сложным было не это и даже не разбирательства у начальника станции и в управлении отделения дороги. «Важно и очень трудно было взять себя в руки в тот момент и спокойно доработать смену до конца», — признается Людмила Степановна.
Говорит, работали, как все, просто старались качественно выполнять свои профессиональные обязанности. И тем не менее в ее смене стабильно результат получался выше: больше отправлений вагонов, меньше замечаний по безопасности. «Наверное, секрет в том, что смена была очень сплоченная. Люди понимали, что важна ответственность каждого. И, конечно, строжайшее соблюдение техники безопасности, — говорит наша героиня. — Случалось, и поспоришь, и поругаешься, если не выполнена задача, поставленная на планерке, а потом отойдешь… Никто не обижался, так как знали: главное — дело».
Неудивительно, что именно Кочергину, когда остро встала такая необходимость, руководство станции попросило полтора года поработать в должности маневрового диспетчера. На этом сложном посту, как правило, работали мужчины. Но она и тут справилась. А потом вернулась на свою любимую работу — дежурной по станции.
В 1996 году Людмиле Степановне было присуждено звание «Лучшая по профессии» на Западно-Сибирской железной дороге.
Главная награда отрасли. Фото из личного архива героини
— Это очень ответственный, исполнительный и очень добрый человек. Она всегда придет на помощь, что бы ни случилось. Это вам любой скажет, хоть кого спросите. Ну и, конечно, в труде она всегда была примером. У Людмилы Степановны в трудовой книжке семьдесят две благодарности, а сколько почетных грамот, званий! — говорит Наталья Дедюхина. — В 2001 году она была награждена юбилейной медалью «100 лет Транссибирской магистрали» и часами начальника дороги, а в 2003-м ей была присвоена высшая награда отрасли — знак «Почетный железнодорожник». Людмила Степановна единственная из наших 210 пенсионеров имеет это высокое звание.
Передать опыт ученикам и гордиться ими
Так же тепло и искренне о нашей героине говорят и ее ученики, люди, которых она наставляла в профессии, готовила себе на смену. Тех, кто благодаря Кочергиной успешно освоил работу дежурного по станции, а кто-то и продолжил железнодорожную карьеру, порядка десяти человек. Они успешно работали и работают на линейных станциях, поездными диспетчерами в ЕДЦУ и на других ответственных должностях. Среди ее учеников — Вера Нестерок, Игорь Гребенщиков, который позже стал начальником станции, Оксана Ангулова, Игорь Тарасенко (он сегодня работает в управлении Новосибирского отделения дороги), Андрей Тарасенко, дежурный по станции Барабинск.
Вот у Андрея Тарасенко мы и спросили о том, как ему работалось под руководством Л. С. Кочергиной. Вот что он ответил:
— По характеру Людмила Степановна — спокойная, доброжелательная. А в профессии — очень грамотный специалист. Я очень многому у нее научился. Одно из главных качеств Кочергиной — умение не повышать голос на своих коллег. В течение смены всякие ситуации бывают, порой накипает, но на работников своей смены, с которыми тебе еще работать двенадцать часов, голос не повышаешь. Этому мы у нее научились.
Мы же не начальники, а инженерно-технический состав, руководители среднего звена. Так сказать, амортизационная подушка между начальством и работниками. Особенно сейчас, когда пошли сокращения, когда к каждому предъявляются очень высокие требования, особенно важно быть терпимее и внимательнее друг к другу.
Л. С. Кочергина на своем посту. Фото из личного архива героини
Все профессиональные качества, которые у меня есть, все это она заложила. Повезло мне и в том, что мне досталась слаженная, дружная смена, отличный коллектив! Из того состава смены, когда мы работали вместе с Людмилой Степановной, сейчас уже мало кто остался, практически все вышли на пенсию. Только Василий Васильевич Афанасьев и я работаем с того времени. Теперь и у меня самого есть те, кому я передаю опыт и знания. Начальник вокзала Алексей Викторович Долгушин в свое время у меня учился. Вячеслав Титов, сейчас он тоже руководит станцией в Кемеровском отделении... Так что традиции, заложенные старшим поколением железнодорожников, живут!
Людмила Степановна слушала наш разговор с улыбкой. Она признается, что работать с молодыми ей всегда нравилось, нравилось передавать им знания, опекать. Для нее это было не нагрузкой, а скорее важной составной частью каждодневных забот. «У меня все ученики были хорошие. Я ими очень довольна!» — с гордостью говорит она.
Без бабушек было не обойтись
Как это часто бывает в семьях железнодорожников, растить детей супругам Кочергиным помогали бабушки. Младшему сыну было всего семь месяцев от роду, когда Людмиле Степановне пришлось выйти на работу. Геннадий Иванович, отработавший, как и супруга, много лет на станции Барабинск, сначала составителем поездов, затем маневровым диспетчером, всегда был в гуще дел. А поскольку супруги работали в одной смене, то и тихие семейные вечера порой превращались в производственные совещания. Неудивительно, что оба их сына стали железнодорожниками. Старший, Сергей Геннадьевич, работает машинистом в Барабинском депо. Младший, Алексей Геннадьевич, окончивший в свое время одиннадцатое училище и успевший поработать слесарем в локомотивном депо, сегодня тоже машинист.
С железной дорогой связали свою судьбу и два брата героини нашего очерка. Николай Леонидович Павлов был начальником восстановительного поезда в Барабинске, сейчас работает в управлении ЗСЖД. А старший брат, Александр Леонидович Павлов, трудится в ПМС-178.
Жить для людей
Людмила Степановна признается, что даже спустя годы после выхода на заслуженный отдых трудная, напряженная, но такая любимая работа продолжает ей сниться. «Конечно, к людям привыкаешь, к станции, к каждому уголку ее. Все знакомое, все родное здесь… Как оторваться от всего этого?!» — говорит она. Да, по сути, и не оторвалась она вовсе, поскольку сегодня продолжает вести общественную работу. Председатель совета ветеранов станции Барабинск Анатолий Николаевич Рец Кочергиной не нахвалится:
— Она уже год у нас работает, зарекомендовала себя самым лучшим образом. Никто ведь сегодня не хочет на общественных началах трудиться. У всех своих забот хватает… А Людмила Степановна не отнекивается, по доброте душевной выполняет все наши поручения. Она хоть и живет в отдаленном районе, но ведет всю необходимую работу: и в больнице ветерана навестить, и юбиляра поздравить, и в последний путь достойно человека проводить. Все это сердца требует, настоящего человеколюбия. Она безотказный, очень доброжелательный человек, чрезвычайно ответственный, исполнительный. Я раньше про нее много в нашей железнодорожной газете читал, а вот теперь довелось вместе ветеранскими делами заниматься…
Наверное, потому нашей героине и ветеранские заботы в радость, что не только дарят ощущение востребованности, нужности, но и дают возможность чаще встречается с людьми, с которыми ее связывали десятилетия совместной работы на железнодорожном транспорте. Им есть что вспомнить, о чем поговорить.
— У меня до сих пор хорошие отношения и с локомотивщиками, и с вагонниками… Всегда душевно встречаемся, — говорит Людмила Степановна Кочергина.
И, глядя в ее открытое, улыбающееся, очень молодое, словно озаренное внутренним светом лицо, безоговорочно веришь. Она из тех, к кому люди тянутся. За добрым словом, за советом, за сочувствием. И ее на всех хватает.