USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«А я по-прежнему скучаю по работе»

Елена КОСТИНА
Людмила Степановна Кочергина, почетный железнодорожник, неоднократный победитель соцсоревнования, лучший по профессии на ЗСЖД, лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов. Фото Елены КОСТИНОЙ
Людмила Степановна Кочергина, почетный железнодорожник, неоднократный победитель соцсоревнования, лучший по профессии на ЗСЖД, лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов. Фото Елены КОСТИНОЙ

«Было такое время, когда опытных людей на станции очень не хватало. И тогда руководство станции Барабинск попросило Людмилу Степановну Кочергину временно поработать маневровым диспетчером. Никто не удивился, что она и с этой работой отлично справилась!». Эти слова из уст Натальи Анатольевны Дедюхиной, ведущего специалиста по управлению персоналом отдела управления персоналом Новосибирского центра организации работы железнодорожных станций, звучат даже не как комплимент, а как простая констатация факта.

Есть такие люди, которых хвалить — дело пустое. Потому что само их имя, весь их трудовой опыт говорят сами за себя. Ответственность, надежность, порядочность, преданность делу, умение ладить с людьми — все это словно прилагается к ним с самых первых шагов в профессии. Они не кичатся успехами и наградами, не любят рассказывать о себе, даже как-то смущаются, когда к ним проявляют особое внимание: «Зачем писать обо мне? Ничего я такого не сделал. Просто работали как положено, и все…». Безусловно к такой породе людей относится героиня нашего очерка, многолетний дежурный по станции Барабинск, почетный железнодорожник Людмила Степановна Кочергина.

101-06-02.jpg

  С коллегами. Л. Кочергина, Н. Дедюхина, А. Рец, А. Тарасенко. Фото Елены КОСТИНОЙ

— Я знаю Людмилу Степановну уже много лет, — продолжает Наталья Дедюхина. — Сама пришла работать на станцию в 1990 году, так что застала ее уже в должности дежурного по станции. Она начинала в теперь далеком 1974 году с работы приемщика поездов. Сейчас уже и профессии такой нет. Потом ее назначили старшим приемосдатчиком груза и багажа в грузовой цех, а в 1980-м перевели в цех движения. Вы же понимаете, что движенцы составляют основной костяк железнодорожников станции Барабинск. Отправление, прием поездов, пассажирских и грузовых, расстановка — все это их забота. Там она и начала с самого ответственного участка работы — с должности дежурного по станции. Дежурный командует, на какой путь принять поезд, он постоянно в контакте с диспетчерами, со всем аппаратом, держит под контролем весь процесс… Людмила Степановна в этой должности проработала целых девятнадцать лет.

Свое место в жизни
Найти свое место в жизни не так-то просто, и дается это не каждому. Сказать, что Людмила с детства мечтала связать свою биографию с железной дорогой, было бы неправдой. Как все, росла, училась, смотрела на родителей, на их полную трудов и забот жизнь. Как все ребятишки, любила наблюдать за поездами, за тем, как они распределяются по разным путям, подают сигналы, отправляются в далекий путь… К слову, родители нашей героини в определенные периоды своей жизни имели прямое отношение к железной дороге: отец, Леонид Николаевич Павлов, работал кондуктором, мама, Раиса Ивановна, трудилась в деревообделочном цехе вагонного депо.

Родившаяся в селе Новогутово Козловского совхоза, в десяти километрах от районного центра, Люда позже переехала в Барабинск, где и закончила школу-десятилетку. В школе она отдавала предпочтение математике и физике. Девочка чувствовала в себе склонность скорее к технической специальности, чем к гуманитарной, но больших радужных планов на свое будущее не строила. Совсем юной она уже умела реально смотреть на жизнь, понимала, что мама осталась одна с четырьмя детьми, надо ей помогать, а значит, быстрее становиться самостоятельной, обеспечивать себя, то есть о вузе не может быть и речи.
Людмила поступила в Новосибирское радиотехническое училище, выучилась на монтажницу радиоаппаратуры и устроилась на радиотехнический завод в областном центре.

Снова на малой родине
Вернуться в Барабинск ей судьбой было предписано по личным мотивам. В один из приездов домой в районном Доме культуры на танцах Люда познакомилась с парнем, своим земляком Геной Кочергиным, который в то время работал помощником составителя поездов. Вскоре они поженились. Тогда же, в сентябре 1974 года, наша героиня пришла работать на железную дорогу.

— В отделе кадров мне сказали, что возьмут только приемщиком поездов, — вспоминает Людмила Степановна.

На работе ее окружали в основном люди постарше, в большинстве незнакомые. Но, обладая от природы мягким, отзывчивым нравом, девушка без труда нашла с ними общий язык. В качестве наставницы к Людмиле приставили Анну Васильевну Попову, работавшую приемщиком поездов в Западном парке.

101-06-03.jpg

Семья железнодорожников Кочергиных. Фото из личного архива героини

— Анна Васильевна — очень хороший человек, душевный. С ней легко удалось найти контакт, и работать было очень приятно, — рассказывает Людмила Степановна. — Через два года мне предложили стать приемосдатчиком грузов. Мы ходили по филиалам, куда подавались вагоны. Еще через год я стала работать на Пакгаузе-2 и на старой контейнерной. Вагоны подавали, мы их разгружали, загружали, то есть делали сортировку. Там приходилось руководить крановщиками, грузчиками. Коллектив был нормальный, слаженный, и с заданием мы, как правило, всегда справлялись.

Профессия требовала не только знания дела, сноровки, выносливости, но и умения работать с документами. Кочергина, казалось, легко осваивала все новое, учась у старших коллег и набираясь практического опыта. Это были годы, когда коллективизм и чувство локтя были не просто лозунгами, а нормой взаимоотношений в коллективе. Дело — общее, успехи — общие, ошибки — тоже общие. Людмила Степановна уже тогда, несмотря на достаточно молодой возраст, отличалась таким ценным качеством, как готовность поддержать, помочь, научить, если надо. И всегда вела большую общественную работу. В 1978 году она стала старшим приемосдатчиком груза товарной конторы. Руководила работой приемосдатчиков, которые ходили по филиалам.

— Мы составляли график, уносили его маневровому диспетчеру. На смену нам всегда давалось задание: сколько вагонов нужно погрузить, сколько выгрузить… Обычное дело. Люди были хорошие и трудились на совесть. Коллектив часто получал благодарности за работу, — рассказывает наша героиня.

Дежурная по посту
— В 1980 году Владимир Викторович Аксёнов, который руководил работой станции, предложил мне на вышке поработать — дежурным по посту централизации. Помню, как я в первый день пришла, посмотрела на это большое табло, где множество стрелок, лампочек… и испугалась. Это же какая ответственность!

«Нет, — говорю, — я не справлюсь». «Ну, не справишься, — отвечает он, — тогда вернешься на свое рабочее место», — смеется Людмила Степановна, вспоминая этот эпизод. Можно сказать, что начальник станции заставил ее поверить в себя и в то, что такая ответственность ей по плечу.
Без проблем отпрактиковавшись в течение двух месяцев под присмотром Галины Ивановны Семёновой, дежурной по цетрализованному посту, Кочергина успешно сдала экзамены и приступила к работе в новой должности.

— Поначалу было сложновато. В коллектив вписаться надо было, своей стать, — рассказывает Людмила Степановна. — Приняли меня хорошо. Я подчинялась Евгении Владимировне Павлюк, дежурной по станции. Она человек опытный, знающий, мудрый. Через четыре года именно она порекомендовала меня на должность дежурного по станции, а сама перешла на работу диспетчером.

К концу смены порой голова шла кругом, но работа Кочергиной нравилась, и вскоре она вы­училась быстро и четко выполнять команды дежурного по станции, легко ориентироваться в меняющейся обстановке.

В одной из газет того времени встречаем такие строки, адресованные Л. С. Кочергиной: «Когда смотришь, как работает Людмила Степановна, удивляешься ее способности одновременно выполнять множество функций, ничего не упуская из виду, грамотно оценивать обстановку, руководить перевозочным процессом, одновременно обеспечивая беспрепятственный и безаварийный пропуск поездов и выполняя сменные показатели работы станции».

Это уже о новом и самом значимом этапе ее трудовой биографии — о работе дежурной по станции Барабинск, но, по сути, в сконцентрированном виде отражает все те черты нашей героини, которые были характерны ей и во время работы на других производственных участках: ответственность за доверенное дело, максимальная концентрация, умение все держать под контролем, при этом так грамотно выстраивая взаимоотношения со всеми участниками процесса, что каждый был на своем месте и четко выполнял поставленную задачу, а в сумме этих усилий получался закономерно хороший результат.

Новые ступени
— На новом месте поначалу тоже было страшновато, но привыкла довольно быстро, — продолжает свой рассказ Л. С. Кочергина. — У нас три парка: Восточный, Четный и Западный. В Западном парке было три пути, на которые принимали поезда, четвертый путь был для маневровых работ. В Четном парке имелось двенадцать путей, в Восточном — одиннадцать. Это было время, когда Транссиб работал напряженно. Только в Восточном парке в одном направлении отправляли порядка 60 поездов, в Четном — столько же. Тогда ведь такой компьютеризации, как сегодня, не было, так что много чего приходилось держать в памяти, ни одну мелочь не упускать из виду. Но у меня была отличная смена — третья, которая мне досталась от Павлюк. Люди были хорошие, работали слаженно, грамотно. Дежурной по парку была Зина Иванникова, по пассажирскому парку — Людмила Марышева. А дежурным диспетчером был Геннадий Иванович Кочергин, мой муж, — с улыбкой отмечает Людмила Степановна.

Эта работа от самой Кочергиной, помимо всего прочего, требовала умения быстро оценивать меняющуюся обстановку и принимать верные решения. В 1989 году без отрыва от производства Людмила Кочергина окончила железнодорожный техникум. К тому времени в ее трудовой книжке уже имелся не один десяток записей о благодарностях за высокие трудовые показатели и добросовестное отношение к труду, о премиях и наградах. Ее фото не раз попадало на газетные страницы с характерной для тех лет подписью о трудовых победах и большой общественной нагрузке.

На одной из них читаем: «От оперативности, глубокого знания дела дежурного по станции зависят успех коллектива движенцев и в целом результаты работы отделения. Умело справляется со своими обязанностями дежурная по станции Барабинск Людмила Степановна Кочергина. Она — ударник коммунистического труда, активная общественница: председатель комиссии соцстраха, член профкома. Передовик производства является депутатом городского Совета».

В работе бывало всякое, и ЧП случались. Так, по воспоминаниям моей собеседницы, в 1988 году из-за неправильного подключения светофора произошла авария, к счастью, без жертв. Комиссия, разбиравшаяся в причинах случившегося, установила вину работников СЦБ. Путь восстановили. Однако самым сложным было не это и даже не разбирательства у начальника станции и в управлении отделения дороги. «Важно и очень трудно было взять себя в руки в тот момент и спокойно доработать смену до конца», — признается Людмила Степановна.

Говорит, работали, как все, просто старались качественно выполнять свои профессиональные обязанности. И тем не менее в ее смене стабильно результат получался выше: больше отправлений вагонов, меньше замечаний по безопасности. «Наверное, секрет в том, что смена была очень сплоченная. Люди понимали, что важна ответственность каждого. И, конечно, строжайшее соблюдение техники безопасности, — говорит наша героиня. — Случалось, и поспоришь, и поругаешься, если не выполнена задача, поставленная на планерке, а потом отойдешь… Никто не обижался, так как знали: главное — дело».

Неудивительно, что именно Кочергину, когда остро встала такая необходимость, руководство станции попросило полтора года поработать в должности маневрового диспетчера. На этом сложном посту, как правило, работали мужчины. Но она и тут справилась. А потом вернулась на свою любимую работу — дежурной по станции.

В 1996 году Людмиле Степановне было присуждено звание «Лучшая по профессии» на Западно-Сибирской железной дороге.

101-06-04.jpg

Главная награда отрасли. Фото из личного архива героини

— Это очень ответственный, исполнительный и очень добрый человек. Она всегда придет на помощь, что бы ни случилось. Это вам любой скажет, хоть кого спросите. Ну и, конечно, в труде она всегда была примером. У Людмилы Степановны в трудовой книжке семьдесят две благодарности, а сколько почетных грамот, званий! — говорит Наталья Дедюхина. — В 2001 году она была награждена юбилейной медалью «100 лет Транссибирской магистрали» и часами начальника дороги, а в 2003-м ей была присвоена высшая награда отрасли — знак «Почетный железнодорожник». Людмила Степановна единственная из наших 210 пенсионеров имеет это высокое звание.

Передать опыт ученикам и гордиться ими
Так же тепло и искренне о нашей героине говорят и ее ученики, люди, которых она наставляла в профессии, готовила себе на смену. Тех, кто благодаря Кочергиной успешно освоил работу дежурного по станции, а кто-то и продолжил железнодорожную карьеру, порядка десяти человек. Они успешно работали и работают на линейных станциях, поездными диспетчерами в ЕДЦУ и на других ответственных должностях. Среди ее учеников — Вера Нестерок, Игорь Гребенщиков, который позже стал начальником станции, Оксана Ангулова, Игорь Тарасенко (он сегодня работает в управлении Новосибирского отделения дороги), Андрей Тарасенко, дежурный по станции Барабинск.

Вот у Андрея Тарасенко мы и спросили о том, как ему работалось под руководством Л. С. Кочергиной. Вот что он ответил:

— По характеру Людмила Степановна — спокойная, доброжелательная. А в профессии — очень грамотный специалист. Я очень многому у нее научился. Одно из главных качеств Кочергиной — умение не повышать голос на своих коллег. В течение смены всякие ситуации бывают, порой накипает, но на работников своей смены, с которыми тебе еще работать двенадцать часов, голос не повышаешь. Этому мы у нее на­учились.

Мы же не начальники, а инженерно-технический состав, руководители среднего звена. Так сказать, амортизационная подушка между начальством и работниками. Особенно сейчас, когда пошли сокращения, когда к каждому предъявляются очень высокие требования, особенно важно быть терпимее и внимательнее друг к другу.

101-06-05.jpg

Л. С. Кочергина на своем посту. Фото из личного архива героини

Все профессиональные качества, которые у меня есть, все это она заложила. Повезло мне и в том, что мне досталась слаженная, дружная смена, отличный коллектив! Из того состава смены, когда мы работали вместе с Людмилой Степановной, сейчас уже мало кто остался, практически все вышли на пенсию. Только Василий Васильевич Афанасьев и я работаем с того времени. Теперь и у меня самого есть те, кому я передаю опыт и знания. Начальник вокзала Алексей Викторович Долгушин в свое время у меня учился. Вячеслав Титов, сейчас он тоже руководит станцией в Кемеровском отделении... Так что традиции, заложенные старшим поколением железнодорожников, живут!

Людмила Степановна слушала наш разговор с улыбкой. Она признается, что работать с молодыми ей всегда нравилось, нравилось передавать им знания, опекать. Для нее это было не нагрузкой, а скорее важной составной частью каждодневных забот. «У меня все ученики были хорошие. Я ими очень довольна!» — с гордостью говорит она.

Без бабушек было не обойтись
Как это часто бывает в семьях железнодорожников, растить детей супругам Кочергиным помогали бабушки. Младшему сыну было всего семь месяцев от роду, когда Людмиле Степановне пришлось выйти на работу. Геннадий Иванович, отработавший, как и супруга, много лет на станции Барабинск, сначала составителем поездов, затем маневровым диспетчером, всегда был в гуще дел. А поскольку супруги работали в одной смене, то и тихие семейные вечера порой превращались в производственные совещания. Неудивительно, что оба их сына стали железнодорожниками. Старший, Сергей Геннадьевич, работает машинистом в Барабинском депо. Младший, Алексей Геннадьевич, окончивший в свое время одиннадцатое училище и успевший поработать слесарем в локомотивном депо, сегодня тоже машинист.

С железной дорогой связали свою судьбу и два брата героини нашего очерка. Николай Леонидович Павлов был начальником восстановительного поезда в Барабинске, сейчас работает в управлении ЗСЖД. А старший брат, Александр Леонидович Павлов, трудится в ПМС-178.

Жить для людей
Людмила Степановна признается, что даже спустя годы после выхода на заслуженный отдых трудная, напряженная, но такая любимая работа продолжает ей сниться. «Конечно, к людям привыкаешь, к станции, к каждому уголку ее. Все знакомое, все родное здесь… Как оторваться от всего этого?!» — говорит она. Да, по сути, и не оторвалась она вовсе, поскольку сегодня продолжает вести общественную работу. Председатель совета ветеранов станции Барабинск Анатолий Николаевич Рец Кочергиной не нахвалится:

— Она уже год у нас работает, зарекомендовала себя самым лучшим образом. Никто ведь сегодня не хочет на общественных началах трудиться. У всех своих забот хватает… А Людмила Степановна не отнекивается, по доброте душевной выполняет все наши поручения. Она хоть и живет в отдаленном районе, но ведет всю необходимую работу: и в больнице ветерана навестить, и юбиляра поздравить, и в последний путь достойно человека проводить. Все это сердца требует, настоящего человеколюбия. Она безотказный, очень доброжелательный человек, чрезвычайно ответственный, исполнительный. Я раньше про нее много в нашей железнодорожной газете читал, а вот теперь довелось вместе ветеранскими делами заниматься…

Наверное, потому нашей героине и ветеранские заботы в радость, что не только дарят ощущение востребованности, нужности, но и дают возможность чаще встречается с людьми, с которыми ее связывали десятилетия совместной работы на железнодорожном транспорте. Им есть что вспомнить, о чем поговорить.

— У меня до сих пор хорошие отношения и с локомотивщиками, и с вагонниками… Всегда душевно встречаемся, — говорит Людмила Степановна Кочергина.
И, глядя в ее открытое, улыбающееся, очень молодое, словно озаренное внутренним светом лицо, безоговорочно веришь. Она из тех, к кому люди тянутся. За добрым словом, за советом, за сочувствием. И ее на всех хватает.