USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Александр Козлов: «Слушать и слышать друг друга»

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото предоставлено Федерацией профсоюзов НСО
Фото предоставлено Федерацией профсоюзов НСО

Как новосибирским профсоюзам удается договариваться с властью и работодателями?

Председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области, депутат Законодательного собрания Александр Козлов считает, что от прошлогодних проблем не поздно избавляться и в новом году.

Люди вышли на пикет
— Александр Александрович, в последнее время все больше появляется медиасюжетов, в которых вы — главное действующее лицо. С чем связана такая активность?

— Вряд ли уместно тут определение «главное действующее лицо». Таковыми являются люди, которые вышли к депутатам на пикет и развернули свои знамена и лозунги с требованиями поддержать их. Это было перед началом четвертой сессии Законодательного собрания, где обсуждался проект бюджета на 2016 год.
Активисты отраслевых профсоюзов инициировали обращение к Президенту страны с предложением наложить вето на законопроект, отменяющий индексацию пенсий работающим пенсионерам. У нас в области 154 тысячи работающих пенсионеров, это в основном сельские учителя, медики, социальные работники, у которых и пенсии маленькие, и зарплаты выживания. Среди них много членов профсоюзов, поэтому свою миссию как руководитель профсоюзов и как депутат я вижу в том, чтобы вопросам, поступающим от населения, придать достойный статус. По моей инициативе депутаты Законодательного собрания рассмотрели эти вопросы на заседании комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, на круглом столе, и все поддержали обращение.

Председатель комитета Игорь Гришунин также считает недопустимым отмену индексации для работающих пенсионеров и снижение процента индексации для неработающих. Но вместе с тем он сообщил, что законопроект, против принятия которого выступили профсоюзы, прошел второе чтение в Государственной думе, теперь возможны только технические поправки. Он заверил, что малоимущие пенсионеры не останутся без защиты.

— Судя по реакции депутатов, ваше предложение остается в повестке следующего года?

— Да, публично на сессии были даны заверения, что к этому вопросу необходимо вернуться в 2016 году, когда бюджет будет корректироваться.

Жизнь «по минимуму» не удалась
— Насколько я знаю, губернатор остался верен традиции и в этом году пришел на встречу с профсоюзными активистами. Какие темы на этот раз звучали наиболее акцентированно?

— Да, Владимир Филиппович Городецкий как всегда не оставил ни одного вопроса без ответа. Но самой главной темой стало трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате. Этот документ был принят на три года, срок его действия заканчивается декабрем 2015 года. Действующее соглашение признано одним из лучших в России.

Мой коллега из Екатеринбурга, где уровень жизни сопоставим с Новосибирской областью, удивлялся, что наши профсоюзы сумели договориться с властью и работодателями на минимальную заработную плату для работников бюджетной и внебюджетной сфер в сумме 9 030 рублей, что почти на треть выше федеральной нормы, которая составляет 6 204 рубля.

Понятно, что в сложившейся экономической ситуации было бы неверно настаивать на резком росте минималки с 1 января 2016 года, но наша задача: в перспективе все-таки довести ее до 11 299 рублей, то есть до величины прожиточного минимума.

Кстати, были волонтеры-добровольцы, пытавшиеся прожить на эти деньги несколько месяцев. Жизнь «по минимуму» не удалась. На трехсторонней комиссии нам пока не удалось достичь согласия. Разрешение спора закончилось разговором с губернатором на нашем активе.

Владимир Филиппович предложил найти выверенное решение, определить показатели, которые устроят и правительство, и профсоюзы, и работодателей с тем, чтобы заключить соглашение с 1 января 2016 года сроком на один год, затем оно может корректироваться в зависимости от экономической ситуации.

Кроме того, будет применен дифференцированный подход к индексации заработной платы для разных категорий работающих в бюджетной сфере с учетом средств, заложенных на реализацию выполнения указов Президента России.

Путем конструктивного диалога
— «Мирный» диалог на активе был растиражирован в СМИ с цитатой из вашего выступления о том, что к решению всех вопросов вы стремились подойти путем конструктивного диалога, но «иногда приходилось выходить на улицы». Это угроза?

— Это констатация факта. Причем факта, который вошел в историю не только проф­союзного движения, но и в целом развития государственности России. В 1994 году, когда не выплачивались ни зарплаты, ни пенсии, люди, доведенные до крайности, готовы были выплеснуть свое возмущение на улицу. Эта стихийная волна могла бы закончиться трагически. Новосибирские профсоюзы, зная настроения людей, выступили организатором акции, сформулировали четкие требования, и только тогда заявили о митинге. От имени 35 тысяч участников акции были зачитаны требования к Правительству РФ. Тогда вышло постановление Правительства № 534 от 31 мая 1995 года и были реализованы наши предложения: финансирование гособоронзаказа, помощь селу и установление зарплатного коэффициента 1,25.

Конечно, такие акции не должны быть нормой в государстве, которое декларирует социальные ценности как главные во внутренней политике. Профсоюзы также ставят своей целью быть полезными людям, это полностью совпадает и с депутатским назначением. Для меня такая двойная ответственность означает обязанность бороться за социальную справедливость и в то же время содействовать усилиям по сохранению социального спокойствия.

«Расходы на госаппарат у нас раздуты»
— Судя по всему, вам это удается, недаром вы прослыли настоящим дипломатом во всех переговорных процессах, в том числе и с властью. Но есть тема, которая может испортить отношения, если профсоюзы за нее возьмутся. На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что расходы на госаппарат у нас раздуты и с 2016 года будут сокращены на 10 процентов. После этого к нам в редакцию позвонил блогер и сказал, что на сайте одного областного госучреждения выложена декларация руководителя — его зарплата более 400 тысяч рублей в месяц при средней по учреждению 35 тысяч. Это резерв сокращения расходов, как вы считаете?

— Обязательно подниму эту тему. Уверен, что с властью мы услышим друг друга. Ведь именно наш губернатор подал идею поставить зарплаты начальников в зависимость от средней по госучреждению — кратность не должна быть выше пяти. Есть и методические рекомендации на этот счет. Раздел первый, пункт пятый: «Заработная плата руководителя учреждения с учетом индивидуальной надбавки не должна превышать пятикратный размер начисленной средней заработной платы работников учреждения». Подписано руководителем департамента труда и занятости населения Новосибирской области Игорем Шмидтом.

— А ваша зарплата соответствует этой методичке?

— У нас не госучреждение, но примерно ориентируемся на те же расчеты. К моей зарплате применен коэффициент три. Это мы решили еще задолго до этих рекомендаций и с тех пор ничего не меняем.

— Вы какими-то другими методичками пользовались для расчетов?

— Пока только совестью.

— Значит, не боясь ответных обвинений, вы можете поднимать этот вопрос?

— Если бояться испортить отношения с кем-либо, то, как говорится, в лес не ходить, а профсоюзы, да и работа в депутатском корпусе — это еще тот «лес», в котором без борьбы не обойдешься. И победы даются далеко не каждый день. Мы вот уже десять лет выступаем за введение прогрессивной шкалы налогообложения, а воз и ныне там. Чего боятся наши руководители в федеральном Правительстве? Не понимаю. Версия: если повысить налог на доходы олигархов, они уведут зарплаты своих топ-менеджеров в тень. То есть они умные и знают, как это сделать, а наши финансовые органы против них безоружны.

По данным эксперта Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Ивана Соловьёва, на 1 августа 2015 года долги работодателей в бюджет по подоходному налогу (НДФЛ) выросли более чем на 21 процент и составили 57,8 миллиарда рублей. Компании видят в отложенной уплате НДФЛ в бюджет прямой экономический интерес: если налог вовремя не перечислен, юрлицо будет выплачивать пени исходя из ставки рефинансирования Центробанка — 8,25 процента годовых. А если взять кредит в банке для выплат НДФЛ, он обойдется в 20–22 процента. Поэтому компании предпочитают оставаться должниками бюджета, а не банка.

Бизнес потому и бизнес, что умный и деньги считать умеет, поэтому госчиновники, в том числе и те, что администрируют налоги, должны быть на порядок умнее. И заботливее. Не только о себе, но и о людях.

К сожалению, Медведев в очередной раз заявляет, что идея введения в России прогрессивного налога обсуждалась, но поддержки не получила. Плоская шкала НДФЛ действует в России с 2000 года и якобы практически искоренила практику серых зарплат. Думаю, в этом месте читатели вашей газеты будут смеяться…

Надеюсь, что в преддверии выборов в Государственную думу уши высокопоставленных чиновников и кандидатов будут настроены на более высокую слышимость. А мы будем еще не раз говорить о том, что кризис вынуждает обратиться к кошелькам богатых, а не решать проблемы за счет самых обездоленных и незащищенных граждан.

Давайте научимся не только слушать друг друга, но и слышать.