Casta Diva в Сибири
Знаменитая певица призналась на концерте в любви
Конец — делу венец. И какой! Рождественский фестиваль искусств на этот раз завершился концертом одного из лучших сопрано в мире — Хиблы Герзмавы — и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Фабио Мастранжело.
Знак лирической бесконечности
Это был не просто концерт, а какое-то сплошное, перекрестное — со сцены в зал, из зала на сцену, от оркестра певице, от певицы дирижеру — признание в любви. В любви к музыке, счастью сотворчества и взаимопонимания. А поскольку за день до этого Герзмава уже взяла в плен сердца новосибирцев, исполнив феерическую программу «Опера, Джаз. Блюз» с трио знаменитого Даниила Крамера, то ей несли цветы и подарки. Певица бережно вынимала из упаковки очередной и объясняла зрителям, что это уже, к примеру, не первый от девушки Насти, которая вышила ее портрет, а теперь вручает искусно составленную коллекцию фотографий певицы.
— Настя, я тебя люблю! — приветственно махала рукой в зал примадонна и, поклонившись, уходила с маэстро Мастранжело за кулисы, чтобы через минуту под несмолкающие овации вернуться. И вновь звучали Моцарт, Верди, Доницетти, Пуччини, Беллини, вновь звучало божественное пение. В последнем эпитете нет преувеличения, потому что у этой певицы удивительной красоты голос, который для нее, в отличие от иных оперных див (что было очевидно), не объект самолюбования, а тончайший инструмент создания драматического и музыкального образа сценических героинь. Такого жертвенного погружения в музыку мне прежде встречать не доводилось.
Такое надо заслужить
Публика в этот вечер в принципе не делилась на посвященных и непосвященных, потому что перед мощью и одновременно аристократизмом этого таланта невозможно устоять. Как и перед обаянием Хиблы Герзмавы: при исполнении сверх программы на бис «Заздравной» из «Травиаты» вместе с искрящейся, как шампанское, певицей в полный голос запел и дирижер, которого она потом еще и закружила в вальсе.
И такое настроение народной артистки России и Абхазии, обладательницы многих престижных наград, например, Гран-при конкурса имени Чайковского, премий «Триумф» и Casta Diva, одной из лучших моцартовских певиц в мире, на завершающем концерте новосибирского Рождественского фестиваля не случайно. Накануне она призналась:
— Я очень люблю ваш город, местную публику, очень подготовленную. Мне нравятся атмосфера и замечательные люди. К маэстро Фабио я лечу как на крыльях. В Новосибирске абсолютно фантастический оркестр. Я горжусь, что в нашей стране есть такие потрясающие музыканты. При этом атмосфера на репетициях и выступлениях абсолютно спокойная: если что-то не получается, то проблема разрешается очень профессионально в несколько секунд.
Классика плюс эксперимент
Надо признать, что музыкальная программа фестиваля, в которой по традиции вместе с гостями, кроме симфонического, участвовал и камерный оркестр филармонии, и биг-бенд Владимира Толкачёва, а также ансамбль солистов «Новосибирская камерата», квартет Filarmonica и камерный хор, подарила публике широкий спектр впечатлений: от концерта-открытия, где выступил известный пианист из Ирландии Барри Дуглас, исполнивший «Императорский» ми-бемольный концерт Бетховена с камерным оркестром под управлением бельгийца Мишеля Тилькана, до «Мессии» Генделя с Фабио Мастранжело за дирижерским пультом с участием новосибирских музыкантов и солистов, а также сопрано из Санкт-Петербурга Софьей Некрасовой.
В программах фестиваля публика встретилась с уникальным коллективом I Virtuosi Italiani, Томским симфоническим оркестром, пианистом из США Александром Палеем, ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин» и, как мы уже говорили, джазовым трио Даниила Кремера. Сверх того несколько программ носили синтетический и экспериментальный характер, видеоарт сочетался с музыкой современных композиторов, джаз с оперой и степом и так далее. Причем все это нашло своих слушателей и поклонников.
— Интерес, который проявили в нашем городе к современным программам и перформансам, дает основания полагать, что новое искусство, когда оно профессионально создано, не требует пояснений, и люди получают искреннее удовольствие от увиденного, — отметила, подводя итоги, директор Рождественского фестиваля искусств, генеральный директор Новосибирской филармонии Татьяна Людмилина. — Неотрицание современного искусства на фестивале — шаг вперед.
Театральный блок Рождественского форума искусств, концептуально не претендовавший на демонстрацию суперсовременных поисков на сценической площадке, тем не менее также подарил зрителям несколько волнующих и запоминающихся разножанровых спектаклей с участием мастеров — народных артистов Ольги Волковой, Сергея Гармаша, Евгении Симоновой, Александра Филиппенко и известного мхатовского артиста Анатолия Белого.
Всего гастрольная программа фестиваля в Новосибирске включила 19 событий, их посетили более 10 тысяч человек. Участники трех гастрольных проектов побывали также в Краснообске и Бердске.