USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новосибирские дальнобойщики продолжают акции протеста

Виталий МАСЛЮК
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Новосибирские дальнобойщики продолжат акции протеста против платы за проезд по федеральным дорогам

Две недели прошло с тех пор, как дальнобойщики работают по новым правилам, обязавшим тяжеловесов свыше двенадцати тонн фактически платить за проезд по федеральным трассам. Отслеживать и считать километры  призвана система «Платон», которая за это время вызвала много вопросов. Водители провели по всей стране серию громких акций протеста.

Каждый километр на счету
С 15 ноября Росавтодор совместно с компанией «РТ-инвест транспортные системы» начал собирать плату за проезд по федеральным трассам с грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн по системе «Платон». До 29 февраля 2016 года один километр стоит 1,53 рубля. Далее будет 3,06, а к 2019 году плата увеличится до 3,73 рубля. Все «заработанные» «Платоном» деньги направят на ремонт дорог, поврежденных грузовиками.

— Транспортное средство, двигающееся по дорогам без перегруза, не наносит им особого вреда. При этом половина наших дорог не соответствует нормативам. А нас заставляют платить за проезд по ним. Существует целый ряд «убитых» участков федеральных трасс, и нам впору спросить государство: «А не заплатите вы нам за тот ущерб, который наносится нашим транспортным средствам?». Мы готовы возмещать приносимый ущерб, но только при условии проезда по качественным дорогам. Хотя и сейчас мы платим немало: одна фура приносит в год в бюджеты разных уровней около одного миллиона рублей, — рассказывает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

Нужно дорабатывать
В первые дни работы «Платон» фактически оказался недоступным для владельцев большегрузов. То сайт не загружался, то вход в личный кабинет был запрещен.

— У нашей компании шесть грузовых автомобилей. Я свое­временно зарегистрировал транспортные средства в системе «Платон», указал все маршруты, но через несколько дней обнаружил, что мне приписали чужие фуры из Хабаровского края, Нижегородской и Московской областей. Хорошо, что деньги за них не успели списать, — сетует индивидуальный предприниматель Константин Чертов.

А вот директор компании «Сиб-Трак» Юрий Брусенко столкнулся с проблемой иного характера:

— Однажды в личном кабинете мы просто перестали видеть, сколько километров, по данным системы, автомобиль проехал по федеральным трассам. За выходные дни со счета было списано около 30 тысяч рублей, но насколько обосновано списание этих средств, для нас не ясно, — подчеркнул владелец бизнеса грузоперевозок.

Были другие варианты
В отличие от своих коллег из южный регионов страны, которые грозятся «пойти», а если быть точнее, поехать в Москву и парализовать там движение любого транспорта, новосибирские дальнобойщики готовы договариваться. Одним из предложений местного «профсоюза» было включить эти суммы в акцизы на топливо.

— В год один автомобиль проезжает по федеральным трассам не менее 40 тысяч километров. Несложно посчитать, сколько придется платить. Думаю, что со временем на рынке останутся только сильные игроки, — рассказывает директор компании «Сибирский перевозчик» Дмитрий Минор.

Дальнобойщики не без сожаления говорят, что будут вынуждены поднимать стоимость своих услуг, а некоторые уже это сделали. Например, для ритейлеров тариф может подрасти до 25 процентов, а те в свою очередь изменят ценники на прилавках. И произойдет это до нового года.

Всерьез и надолго
После серии громких акций дальнобойщиков появилась информация, что все-таки водители своего добились: с введением поголовной платы повременят. Однако в Минтрансе РФ эту информацию быстро опровергли, попутно заявив, что система работает. По состоянию на 26 ноября в федеральный дорожный фонд поступило более 470 миллионов рублей, а за год большегрузный оброк должен приносить не менее 50 миллиардов рублей.

— К сожалению, первые результаты работы транспортных предприятий в новых условиях показывают, что система не готова к эксплуатации. А огромный, до одного миллиона рублей, штраф за неуплату проезда может стать разорительным для малых предприятий, — считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых.

Дальнобойщики не сомневаются: «Платон» — это всерьез и надолго. Но опускать руки они не намерены — планируют добиваться пересмотра тарифа (многих бы вполне устроил один рубль), уменьшения штрафов (до 25 тысяч рублей), а также перевода работы системы в тестовый режим минимум на полгода, а лучше на год. Чтобы быть услышанными, новосибирские водители договорились с коллегами из соседних регионов об очередном митинге, который пройдет в Барнауле.

093-003-03.jpg

СПРАВКА
Бортовое устройство системы «Платон» представляет собой небольшой электронный прибор, который включается в прикуриватель грузовика. Устройство предназначено для автоматического определения маршрута движения с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Информация о перемещениях транспортного средства передается в систему «Платон» через сети сотовых операторов.