USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Владислав Савельев: «Позиция, заданная совестью»

Валентина МАЛЬЦЕВА

Заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области считает, что люди в селах откровеннее и не боятся говорить правду

Может ли депутат корректировать действующий бюджетный процесс? И кто может помочь в таком деле? Нужны ли так называемые золотые парашюты во времена экономического кризиса? Эти вопросы обсуждаем с вице-спикером парламента, лидером фракции ЛДПР, членом комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Владиславом Савельевым.

Необходимо понимание
— Владислав Иванович, вы дали достаточно резкий отзыв на проект закона о бюджете на следующий год. Но ведь его недостатки во многом обусловлены объективными обстоятельствами кризиса в экономике, разве не так?

— Да, конечно, тут необходимо понимание. Чтобы его достичь, комитет не раз и не два изучал проект закона. Но, согласитесь, впечатляют и результаты проверки контрольно-счетной палаты области использования средств бюджета на капитальное строительство. Они свидетельствуют о том, что требуется значительное повышение ответственности управленческих структур за использование бюджетных средств.

В этой связи нельзя не упомянуть в целом об эффективности аппарата управления. Эта тема остается в повестке нашей партии как на федеральном уровне, так и на региональном.

Вместе определять точки приложения сил
— Как при такой постановке вопроса вам удавалось улаживать дела на своем округе в прошлом созыве?

— Что касается муниципальной власти, то тут очень просто: как она работает, видно сразу, поскольку территория вполне обозримая, да и беседы с людьми дополняют впечатления. Люди в селах очень откровенны и не боятся говорить правду.

Когда я знакомился с проблемами своего бывшего избирательного округа, в который входили Болотнинский, Колыванский и Мошковский районы, убедился, насколько много острых проблем накопилось. Не менее ясны они были и для органов местного самоуправления. Поэтому мы договаривались, в каких конкретно делах им нужна помощь на уровне Законодательного собрания. Порой речь шла о мостах и дорогах, порой — о помощи ребенку или ветерану. Конфликтовать с людьми, которые стараются в силу своих возможностей делать свою работу, не вижу смысла. К тому же определять точки приложения сил депутата без совета с местной властью не получится.

В качестве наглядного примера можно привести историю со строительством Дубровинской средней школы в Мошковском районе. В селе, в котором живут более двух тысяч жителей, деревянная школа, построенная в 1938 году. Окна на зиму заделывались пленкой. Здание несколько лет назад было признано аварийным. Проводились работы по укреплению стен металлическими стяжками, установили подпорки. Не было гарантий, что не произойдет разрушения с возможными трагическими последствиями. Строительство новой школы предусматривалось бюджетом области в 2014–2016 годах. Администрация района нашла подрядчика, который согласился начать строительство в долг под гарантии, что в бюджете области средства будут заложены. К концу 2013 года строители возвели фундамент и кладку первого этажа здания. Однако при рассмотрении бюджета 2014 года финансирование строительства школы не предусмотрели. Я обосновал поправки в проект бюджета 2014 года, аргументированно выступил на заседании бюджетного комитета и сессии Законодательного собрания. Меня поддержали депутаты — сессия приняла решение о выделении средств на продолжение строительства школы.

Однако вскоре стало известно, что после корректировки бюджета области во втором полугодии 2014 года история с секвестром повторилась, и вновь пришлось отстаивать строительство школы. В общей сложности в 2014 году удалось «выбить» 35 миллионов рублей. А в конце 2014 года администрация Мошковского района получила письмо министра строительства области, в котором сообщалось о прекращении финансирования школы. И только после вмешательства губернатора, к которому я обратился за помощью, удалось добиться финансирования.

К чести губернатора Владимира Филипповича Городецкого, он внимательно отнесся к моей просьбе, уже через несколько дней в сопровождении профильных министров выехал на строящийся объект и принял решение о скорейшем завершении строительства. Результат: 1 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие новой средней школы.

Самый эффективный рычаг
— Как правило, формирование пакета наказов у вас идет с участием власти?

— Я думаю, что любая власть понимает, что наказы — это самый эффективный рычаг в решении задач развития территорий. Формируются они по-разному. Бывает, что меня как депутата просто возмущает какой-то факт, и приходится биться за интересы человека. Бывает, что люди жалуются местной власти, а она не в силах помочь, тогда вместе беремся за дело. Вполне понятно, что в условиях постоянного дефицита бюджетов области и районов единовременно всех проблем не решить. Понятно и то, что на других избирательных округах проблем не меньше, и депутаты этих округов будут так же активно отстаивать интересы этих территорий.

— Судя по вашему опыту, такой фактор, как настойчивость депутата, действительно может сыграть решающую роль для включения наказа в реестр для исполнения?

— Может, если к настойчивости приложить глубокое знание проблемы и доказать необходимость включения того или иного объекта в перечень наказов. Например, в Мошково более пяти лет был закрыт на ремонт плавательный бассейн «Кристалл», который по причине конструктивных просчетов в проекте находился в аварийном состоянии и мог обрушиться. Усугубляло ситуацию и то, что бассейн принадлежал средней школе, рядом всегда находились дети, которые в случае обрушения могли пострадать.

Правительство области не намерено было включать этот объект в перечень наказов, ссылаясь на отсутствие средств. Но они были предусмотрены для других районов, где планировалось строительство новых спортивных сооружений со сметной стоимостью, во много раз превышающих сумму для ремонта единственного бассейна в таком крупном населенном пункте, как Мошково.

Пришлось выстроить убедительную доказательную базу, чтобы не только для меня стала очевидной необходимость ремонта. В результате бассейн отремонтирован, работает, его посещают многие мошковцы.

За счет личных средств
— Общение с жителями села приводили вас к каким-то новым формам помощи, содействия?

— Уже в начале своей депутатской деятельности, анализируя встречи с избирателями, убедился, что большинство людей, особенно в сельской местности, плохо знают свои права и обязанности, как и права и обязанности должностных лиц. Как известно, юридические услуги, за которыми обращаются люди, стоят далеко не дешево. Поэтому, взвесив свои возможности, принял решение об открытии в районных центрах, входящих в состав избирательного округа, своих общественных приемных. Но это только за счет личных средств.

Три дня в неделю грамотные юристы оказывали бесплатные консультационные услуги. Практика показала их большую востребованность. За время работы общественных приемных за юридической помощью обратились почти четыре тысячи человек. Еще один пример касается помощи в развитии детского и юношеского спорта. Местное отделение ЛДПР по заявке тренеров бесплатно предоставляло комфортабельный автотранспорт для поездки на спортивные соревнования.

Что больше всего возмущает
— Несмотря на такие благотворения, вы как представитель партии почему-то более всего запоминаетесь резкими выпадами в адрес решений, ущемляющих права избирателей. Это позиция, заданная федеральным руководством?

— Это позиция, заданная совестью. Когда в силу дефицита бюджета администрацией области было принято решение о сокращении в два раза количества льготных поездок на общественном транспорте пенсионерам и другим категориям лиц, разве можно было молчать? Люди митинговали, я был среди них. В итоге правительство решило этот вопрос в пользу пенсионеров. После проверки по резонансному вопросу о целевом расходовании средств из бюджета области на строительство Промышленно-логистического парка выяснилось, что реальное использование денег невозможно проследить. В составе рабочей группы я добивался создания механизмов контроля.

— А сейчас что больше всего возмущает?

— Решения по золотым парашютам депутатам Госдумы пока нет, но оно готовится, и партия резко выступила против. Напомню, следующие парламентские выборы в России должны были состояться в декабре 2016 года. Однако теперь предлагается перенос на единый день голосования — 18 сентября следующего года В связи с сокращением срока полномочий придумали депутатский золотой парашют, который предусматривает сохранение до 4 декабря 2016 года гарантий неприкосновенности, денежных выплат, социальных льгот. Для этого потребуется около 1,6 миллиона рублей на одного депутата, а максимально (если вдруг (!) не переизберутся все 450 парламентариев) — около 714 миллионов рублей.

Особенно возмущает, что такие одиозные депутаты от Новосибирска, как Илья Пономарев, останутся неприкосновенными. Такая «охранная грамота» нужна тем, у кого, как говорится, рыльце в пушку. Мы предлагаем отказаться от компенсаций и льгот не переизбранным депутатам Госдумы. Соответствующий законопроект вносится фракцией ЛДПР в Госдуме.