Опрос: новосибирцы не отказываются от Турции, но хотят отомстить
Жители Новосибирска предлагают не пороть горячку с отменой туров на берег турецкий, но задумываются о том, как же им отомстить.
Инцидент со сбитым на территории Турции российским военным самолетом не мог остаться без последствий. Росавиация на следующий же день усилила меры авиационной безопасности при полетах между Россией и Турцией, а министр иностранных дел России рекомендовал россиянам вообще не посещать эту страну. Несколько крупных российских туроператоров, ссылаясь на нестабильность политической обстановки, приостановили продажи путевок в данном направлении. Скоро, говорят, из Турции запретят и ввоз продуктов питания. Как на происходящее отреагировала общественность Новосибирска? Что говорят жители? Мы провели небольшой опрос.
Светлана Фоменко, исполнительный директор Новосибирской ассоциации турорганизаций:
— Турция, конечно, очень популярное направление для туристов из Сибири, но не в это время года, поэтому какой-то особой негативной реакции со стороны потребителей мы не видим. В Турцию сейчас едут единицы, потока нет. Юго-восточная Азия пользуется гораздо большим спросом. Тайланд, Вьетнам, активно идет Камбоджа. Давать долгосрочные прогнозы, закроют Турцию или нет, мы пока не можем, программы на лето начнем формировать только в начале весны. В любом случае рынок турбизнеса сейчас настолько гибкий, что мы сможем подстроиться под все запросы и возможности потребителя.
Михаил Кичанов, редактор журнала «Эксперт Сибирь»:
— В ситуации с Турцией сейчас важно проявить дипломатию и не поддаваться импульсивной реакции, не надо сразу рубить с плеча. Но и прощать «маневров», когда сбивают наш самолет, тоже нельзя. Важно провести переговоры и выслушать представителей Турции, чем они мотивировали свой поступок. Чем можно оправдать тот факт, что погиб пилот, высококлассный специалист, что разрушена дорогостоящая техника, умышленно это было или случайно? Нарушения границы не было, инцидент произошел на расстоянии километра. После переговоров уже можно будет сделать какие-то выводы. Моя личная реакция? Все это, то, что они сделали, конечно, отвратительно, не грамотно, не профессионально. Я и раньше не был фанатом Турции, а сейчас еще большее непонимание и ожидаемый холодок.
Герман Тепляков, врач, педагог, психолог, специалист в области визуальной психодиагностики и этологии человека:
— Конечно, то, что произошло, никак не из области «понять и простить», и отношения между нашими странами не скоро станут прежними. Особенно удручает отсутствие каких-либо извинений со стороны Анкары. В то же время важно не пороть горячку и принять взвешенное и обдуманное решение по-новому формата отношений с ещё вчера дружественной нам страной. Турция значима для России и как экономический партнёр, и как всероссийская здравница, однако сейчас речь идёт о военной и государственной чести России.
Игорь Умербаев, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— На инцидент с русским самолетом в Турции у меня есть реакция эмоциональная, есть реакция политическая. Я бы назвал все, что произошло, демонстративной акцией. Насколько они просчитывали все последствия – это большой вопрос. Понятно, что, скорее всего, это было заранее принятое в высших эшелонах власти решение. Доказательств никаких, разумеется, нет, но, учитывая, что Турция входит в НАТО, наверняка шло некое санкционирование оттуда. Скорее всего, Турции сделали такое предложение, от которого она не смогла отказаться, хотя сейчас фактически она оказалась пособником террористов.
Реакция нашей страны, на мой взгляд, должна быть неожиданная, не такая, какую сразу же можно предположить, из разряда «бей городских». Сейчас в очередной раз заинтересованные люди пытаются дестабилизировать ситуацию внутри нашей страны, не мытьем, так катанием, надеюсь, этот план у них благополучно провалится.
Владислав Кокоулин, профессор, кафедра истории России гуманитарного факультета НГУ:
— В истории взаимоотношений России и Турции было много войн, больше десяти, так что нынешнее противостояние, назовем его так, не первое. Наша страна расширяла свои границы, нужны были проливы Босфор и Дарданеллы, Османская империя, конечно, отстаивала свои интересы. Часто войны провоцировала Англия и Франция. Конфликты были всегда, но что самое характерное, всегда наших людей, когда они попадали в Турцию, удивляло, что отношение к ним хорошее, доброжелательное. Нами эмигранты недоумевали, что же такое случилось, зачем мы столько лет воевали? Здесь надо понимать, что процессами управляют извне. Дело-то не в людях, а в государствах. Моя личная реакция на сбитый самолет? Не знаю, пока обширной информации нет, а та, что есть, очень невнятная.
Юрий Воронов, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук, президент компании «Корпус – Консалтинг»:
— Существует целый ряд моментов, которые указывают на то, что произошедшее в Турции, — это звено в цепи многосторонней, продуманной операции. Я бы на самом деле что сделал – ввел ограничения в сфере туризма и санкции в отношении строительных компаний, вплоть до депортации всех строителей в течение одного дня. Ухудшение отношений с Турцией нам не очень выгодно, эта страна – наш партнер во многих вопросах, хотя, конечно, после такого события вполне понятным становится признание нашей страной Курдистана. Я не знаю, стоит ли такой серьезный шаг делать, но он напрашивается сам собой.
Добавим, что как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, российские туристы, купившие путевки в Турцию, не отказываются от поездок. Об отсутствии аннуляций заявили крупнейшие туроператоры, включая «Пегас Туристик», Coral Travel, «Интурист», TEZ Tour и Brisco, а также турагентства. По ее словам, в настоящее время в Турции может находиться несколько тысяч российских туристов.