Консервативный сценарий бюджета области на 2016 год рассмотрит сессия Заксобрания
Поддержать социалку, стимулировать налогоплательщиков
Публичные слушания общественность представляет себе по-разному. В некоторых регионах проводят интернет-опрос, призывают письменно излагать свое видение бюджетного процесса. В Законодательном собрании Новосибирской области оптимальным сочли в прямом смысле публичное обсуждение проекта областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов на большом собрании общественности, которая в разной степени компетентности представляет себе, что такое бюджет.
Признаемся, чтение толстой книги под названием «Бюджет», этого лишенного всякой беллетристики документа, — дело непростое. Надо как минимум иметь объемное, панорамное представление о механизмах экономики, чтобы видеть, насколько соблюдены балансы в обеспечении ее дееспособности.
Министр финансов Виталий Голубенко к дате слушаний уже не раз представлял проект закона о бюджете в разных аудиториях: на профильных комитетах Заксобрания, на заседании правительства, поэтому на слушаниях звучал текст, максимально адаптированный для понимания. Впрочем, аудитория собралась заинтересованная: депутаты, представители муниципальных образований, профсоюзов. Улавливали цифры, облекая их сразу в живые картины своего округа: сколько дорог, ФАПов, ремонта социальной инфраструктуры может быть осуществлено на выделяемые деньги.
Однако, по словам Виталия Голубенко, возможности казны ограничены низким уровнем роста собственных доходов и ограничениями на кредитные ресурсы: федеральное законодательство не позволяет иметь объем госдолга больше 50 процентов от уровня собственных доходов. Вместе с тем социальные расходы не будут сокращаться, но в перспективе придется учитывать критерии нуждаемости, чтобы избежать социального иждивенчества.
Депутатам предлагается обсудить на ближайшей сессии консервативный сценарий бюджета, при котором общий объем расходов на реальный сектор уменьшится почти на 10 миллиардов рублей. Индексация зарплат в бюджетной сфере планируется в несколько этапов и не на уровень инфляции, а примерно на шесть процентов.
— Сложно предложить что-то большее с прогнозом двузначной инфляции, — посетовал министр.
Главная задача будущего года — рост налогового потенциала области.
— Для крупного бизнеса — это реализация права субъекта Федерации по снижению ставки по налогу на прибыль организаций для вновь создаваемых предприятий промышленности. Изменения в Налоговый кодекс позволят расширить полномочия регионов. В этом случае будут поддерживаться предприятия промышленности, которые осуществляют капвложения в производственные мощности (не в стены и крышу, а в оборудование и технологии). При этом объем капвложений не может быть меньше 50 миллионов рублей при сроке осуществления капвложений до трех лет и не менее 500 миллионов при сроке до пяти лет, — заявил Виталий Голубенко.
Для малого и среднего предпринимательства будут оптимизированы ставки по специальным налоговым режимам.
В последовавших после доклада выступлениях были затронуты темы роста заработной платы в бюджетной сфере, развития учреждений общего образования, перспектив дорожной отрасли, возможности государственно-частного партнерства как меры поддержки экономики.
Напомним, на этой неделе проект бюджета рассматривают комитеты Заксобрания, 19 ноября документ будет вынесен на сессию для рассмотрения в первом чтении.
КОММЕНТАРИИ
За консервативный сценарий
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Работа над бюджетом предстоит жесткая и по срокам, и по задачам. Мы должны стремиться к оптимальному балансу между запасами прочности и задачами развития. В расходной части нужно анализировать каждый рубль, каждую расходную статью. Мы понимаем, что объектов строительства, реализуемых проектов будет меньше, но точно останутся детские сады, газификация, расселение из ветхого жилья, реконструкция систем водоочистки и так далее. Понятно, что исходить мы будем из базового, консервативного, сценария, но область не должна и не может принимать бюджет, который будет называться бюджетом выживания.
На капремонт библиотек
Людмила ЗЕНКОВА, председатель Новосибирского обкома профсоюза работников культуры:
— Проблемы учреждений дополнительного образования — детских музыкальных и художественных школ, школ искусств — связаны с изменениями федеральной нормативной базы, в частности, с приказом Минкульта РФ, где говорится о новом распределении педагогической нагрузки. На это необходимо выделение дополнительных средств. Еще одна проблема — формирование библиотечных фондов, капитальные ремонты, финансирование государственной программы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015 — 2020 годы». Надеемся, что обозначенные проблемы найдут свое положительное решение и будут учтены в бюджете на 2016 год.
Мегаполису нужны школы
Дмитрий АСАНЦЕВ, председатель Совета депутатов города Новосибирска:
— В Новосибирске отмечается загруженность средних образовательных школ. Более двадцати процентов учатся во вторую смену. С учетом роста населения и ввода новых жилых микрорайонов в областном центре проблема обеспеченности детей школами стоит крайне остро. С учетом ухудшения экономической ситуации город Новосибирск не может обеспечить этот вопрос самостоятельно. Должна быть сформирована профильная программа, и Новосибирская область должна предусмотреть участие в ней.
Софинансировать поликлиники
Владимир ЗНАТКОВ, первый зампредседателя правительства Новосибирской области:
— На уровне Правительства РФ принято решение о реализации программы строительства новых школ. Мы сегодня работаем с Минфином РФ по определению параметров для Новосибирской области, потребуется софинансирование из регионального бюджета. Кроме того, пока в бюджете-2016 не учтены расходы на строительство девяти поликлиник, которые планируется возвести в Новосибирске. Сейчас мы работаем над подготовкой конкурса, объявим его в декабре, в первом квартале выйдем в Заксобрание с поправками в бюджет о нашей доле софинансирования этих объектов.
Экономика знаний
Александр КИСЕЛЬНИКОВ, руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области:
— Еще в 2013 году многие эксперты говорили о стагнации в развитии российской экономики. Обрушился фондовый рынок. Уменьшился финансовый результат предприятий. Одновременно по Сибири, и не только по ней, был принят ряд нововведений. В частности, введена так называемая коллективная группа налогоплательщиков. После этого многие вертикально интегрированные структуры перестали платить в местный бюджет. В результате все субъекты СФО превратились в глубоко дотационные регионы… Выход из этого положения может быть достигнут развитием экономики знаний. В России нужно что-нибудь делать, помимо того чтобы попытаться пересидеть ситуацию.
СПРАВКА
Рекомендации правительству области по итогам публичных слушаний проекта областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов:
— пересмотреть систему мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности с учетом реально существующих потребностей в развитии экономики Новосибирской области и возможности получения максимального эффекта от используемых бюджетных ресурсов, в том числе в целях обеспечения прироста налоговых платежей от предоставления налоговых льгот;
— продолжить минимизацию расходов на обслуживание госдолга путем использования оптимальных финансовых инструментов, в том числе применяя практику замещения кредитов коммерческих банков кредитами из федерального бюджета;
— при планировании расходов областного бюджета в форме капитальных вложений учитывать в первую очередь предложения по наказам избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области;
— в целях снижения уровня дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований Новосибирской области рассмотреть вопрос о целесообразности использования государственных минимальных социальных стандартов при формировании областного бюджета на 2017 год и последующие периоды.