USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бюджет социальных приоритетов

Валентина МАЛЬЦЕВА
Фото с сайта nso.ru
Фото с сайта nso.ru

При формировании статей главного финансового документа следующего года приходится учитывать самый жесткий вариант

О том, что трудности формирования бюджета Новосибирской области на следующий год и на плановый период 2017 и 2018 годов очевидны, никто секрета не делает. Перед региональным правительством и депутатами Законодательного собрания стоит задача: сбалансировать потребности казны и ее возможности. «Чтобы не питать иллюзий», — подчеркнул губернатор Владимир Городецкий.

Спокойствие будет соблюдено
Федеральные ведомства с начала года обсуждают новые принципы социальной политики. Необходимость в этом очевидна: именно это направление остается самой расходной частью казны, и в кризисные времена угроза бюджетного дефицита висит над всеми регионами. Сейчас в ходу категориальный подход к соцвыплатам — это не что иное, как повальное обеспечение, допустим, пособием на ребенка, независимо от дохода родителей. Олигарх и медсестра сегодня имеют на это одинаковое право.

Но как только при определении социальных выплат ввели в оборот понятие «критерий нуждаемости», многие субъекты Федерации поторопились его применить, скажем так, радикально.

Руководители многих регионов попросту ликвидировали большинство действующих социальных выплат, заменив их на пособия самым малообеспеченным для максимального снижения бюджетного дефицита. Курганская область отказалась от единовременной выплаты на рождение или усыновление детей. В  Ярославской области приостановили выплаты на рождение второго и последующих детей, на помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках. В нескольких субъектах РФ перестали компенсировать оплату детсада, питания, а бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям от 3 до 6 лет и возмещение 50 процентов оплаты услуг ЖКХ оставили лишь многодетным семьям.

Владимир Городецкий не отрицает, что региону придется оценить «нуждаемость» в социальной поддержке льготников. Но без самодеятельности: соответствующие нормативы должны быть утверждены на федеральном уровне. В ближайший год в бюджете предусмотрена выплата 100 процентов социальных обязательств.

— Мы удержим социальные выплаты, спокойствие будет соблюдено, — заявил глава региона.

Доходы могут вырасти
К положительным моментам формирования казны Новосибирской области можно отнести ее самостоятельность: у нас высок процент собственных доходов. К примеру, Алтай в большей степени нуждается в федеральной поддержке. Как в свое время отметил вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин, в Новосибирске работает производство, а это значит, что есть перспективная налоговая база. На этом основании зиждятся надежды на то, что доходная часть бюджета следующего года может вырасти.

По итогам 2015 года валовый региональный продукт области составит почти 967 млрд рублей, а со следующего года будет превышать триллион рублей. Позитивная динамика в 2016 году прогнозируется в промышленном производстве (101,5 %) и производстве продукции сельского хозяйства (103 %). Основой для программ развития области, по мнению губернатора, станет реиндустриализация экономики области. Этот глобальный проект будет завершен уже в декабре 2015 года.

Планируется, что в 2016 году общие доходы бюджета Новосибирской области составят более 103 млрд рублей. Из них собственные доходы — 91,6 млрд рублей, дотации и трансферты из федерального бюджета — 11,4 млрд. Расходы областного бюджета в 2016 году составят 108,8 млрд рублей. Дефицит сократится в два раза. По этому пункту есть соглашение с Минфином РФ: сократим дефицит, получим бюджетный кредит для замещения коммерческих кредитов, на обслуживание которых уходит значительная часть бюджета.

Наибольшая доля защищенных расходов — на образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Что сюда можно отнести? Социальные обязательства перед населением; взнос по ОМС неработающим; расходы дорожного фонда и транспортное обслуживание пассажиров; выполнение майских Указов Президента РФ; обслуживание госдолга, формирование резервного фонда; софинансирование по затратам федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса; обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Напомним, разработка главного финансового документа региона завершена. Проект бюджета рассмотрен в правительстве области, теперь предстоит анализ в профильных комитетах Заксобрания.

КОММЕНТАРИИ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Мы сделали приоритетом сохранение всех обязательных социальных расходов, которые закреплены за областным бюджетом. Прежде всего это зарплатная часть, социальные выплаты и меры поддержки.

Александр МОРОЗОВ, председатель комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Бюджетная политика должна обеспечивать долгосрочную стабильность и устойчивость всей бюджетной системы. Исходя из имеющихся возможностей, необходимо обеспечить нормальное функционирование всех отраслей хозяйства.

ФАКТ
Затраты на соцобслуживание населения увеличатся на 500 миллионов рублей. Почти в два раза вырастут ежемесячные выплаты за третьего и последующих детей семьям, чей доход не превышает прожиточного минимума.

Фотографии статьи