USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Начался суд: Сюзанна Губашева насильница или жертва

Так Сюзанна Губашева выглядела в 1998 году. Фото из семейного архива
Так Сюзанна Губашева выглядела в 1998 году. Фото из семейного архива

В Академгородке начался  процесс по делу Сюзанны Губашевой, которую обвиняют в сексуальном насилии во времена «лихих» 90-х. В деле выпускницы НГУ и сотрудницы Lufthansa  неожиданно появились Тамагочи. Корреспондент «Советской Сибири» узнал подробности.

По данным следствия, в декабре 1997 года, в одной из квартир Новосибирска, мадам Губашева с подельниками совершили насильственные действия сексуального характера в отношении двух мужчин, фиксируя свои действия на фотокамеру. После этого, злоумышленники,  шантажируя и угрожая убийством, потребовали от жертв 21 тысячу  долларов США.

В феврале 1998 года Сюзанна Губашева была объявлена в федеральный розыск, а в январе 2011 года — в международный. В мае 2001 года она, под вымышленным именем выдавая себя за гражданку Греции, уехала в Швецию, где через пять лет получила шведское гражданство. В июне 2013 года женщина была задержана уже в Италии. Однако сбежала, выпрыгнув из окна, и скрылась от итальянской полиции. Вернувшись в Швецию, Губашева изменила имя, оформив новый паспорт гражданки Швеции. Задержать ее удалось в сентябре прошлого уже в Испании. И только летом назад власти этой страны удовлетворили ходатайство генеральной прокуратуры РФ о выдаче жительницы Новосибирска России. В столицу Сибири Губашеву доставили под конвоем с ребенком на руках…

Корреспондент «Советской Сибири» попытался выяснить, как когда-то успешная выпускница НГУ, стала героиней блокбастера. За устроенную разборку в духе лихих 90-х под суд мог бы пойти любой из четырех мужчин, находившихся тогда в компании с Губашевой, но спустя семнадцать лет в руках правосудия оказалась лишь Сюзанна.

«Алена, выходи!»

Страна собиралась отмечать новый, 1998-ой год, который запомнится деноминацией и мощнейшим экономическим кризисом. За десять дней до праздника сибиряки тащили в дом елки и продукты на сотни тысяч, а то и миллионы рублей - по тогдашнему курсу. Привлекательная девушка с необычным именем Сюзанна, которое родители дали ей «в честь» популярной в начале 70-х песенки испанской группы «Los top pops», могла позволить себе чуть больше рядового гражданина смутных постперестроечных времен.

Около полугода назад ее переманили в представительство немецкой Lufthansa из набиравшей тогда обороты авиакомпании «Трансаэро». Девушка и до этого не бедствовала, а тут шикарный офис, зарплата в долларах – красивая жизнь в духе неокрепшего капитализма. Да и друзья вполне успешные.

Ее молодой человек Вячеслав Простов затеял нехитрый, но прибыльный бизнес – возил в Россию популярную тогда игрушку Тамагочи. Дети обожали своих виртуальных питомцев, а родители были вынуждены раскошеливаться на несколько электронных зверят сразу. На милом развлечении в считанные месяцы Слава с приятелями по вузу заработал недетские деньги – на счету фирмы, согласно показаниям Сюзанны, было от 80 до 100 тысяч долларов. Их-то в итоге и не поделили. Впрочем, тогда, в начале 98-го, выдвигалась и иная версия, согласно которой мотивом преступления стала месть Простова за надругательство над его подругой. Сегодняшние показания обвиняемой и обоих потерпевших расходятся настолько, что следователи до сих пор ломают голову, пытаясь понять, что случилось на самом деле. На основе материалов дела, которому в декабре будет уже 18 лет, а также со слов фигурирующих в нем граждан, можно лишь предполагать, к чему в реальности привел тогда конфликт университетских приятелей.

Это произошло вечером 21 декабря 1997 года на съемной квартире в одной из четырехэтажек спокойного Морского проспекта, что в Академгородке. Как утверждает следствие, Сюзанна зазвала двоих друзей в «ловушку», заранее устроенную ее молодым человеком и тремя привлеченными со стороны ребятами. Приглашая гостей, девушка пообещала приятный вечер в компании ее подруги, приехавшей на днях из Америки. До этого они были знакомы шапочно, вместе учились в НГУ, несколько раз виделись, но и только. Хотя согласно показаниям одного из приглашенных в дом приятелей, их как-то раз связало и более тесное знакомство, которое вышло ему боком. Как бы то ни было, оба знали, что Сюзанна состоит в серьезных отношениях с Простовым, но этот факт их волновал меньше всего. Придя в гости, молодые люди сняли верхнюю одежду, прошли в большую комнату тесноватой академгородковской квартирки, и тут принимавшая их хозяйка громко позвала: «Алена, выходи!».

Эти слова, как утверждают потерпевшие, были условным сигналом, по которому на двоих парней набросились вбежавшие в комнату молодцы в камуфляже и «классических» масках из вязаных шапочек с прорезями для глаз. Команды раздавал не прятавший своей личины Простов. По его указке на парней надели наручники, заклеили скотчем глаза. Во время этого пленения обе жертвы получили пару незначительных ссадин. Впрочем, несмотря на неопасный характер повреждений, следствие настаивает на том, что гости были избиты железной палкой, ведь таковая была в руках у одного из нападавших, а значит должна была «выстрелить» - по законам чеховской драматургии.

Статья за статьей

Вячеслав Простов, которого один из несчастных до сего момента считал чуть ли не другом, угрожал пленникам то «чеченцами», то вкладывал в их руки пистолет, на котором якобы чья-то кровь, то и вовсе обещал убить. Над голыми мужчинами изощренно издевались, засовывая различные посторонние предметы. Все это снималось на видеокамеру. Позже Простов  заявил, что убивать никого не станет, но за то, чтобы отпечатки на пистолете не попали в руки правоохранителей, а снимки и видеозапись позорной экзекуции не стали достоянием общественности, молодые люди должны перечислить на счет фирмы одного из общих знакомых 21 тысячу долларов.

Перемотанные скотчем и перепуганные гости обещали. Тогда нападавшие сняли наручники с пленников, предварительно смотав руки скотчем, и вложили в ладонь одному из пострадавших нож, чтобы он мог освободиться. После этого все пятеро: Сюзанна, ее парень и трое нанятых мужчин покинули нехорошую квартиру.

В наши дни Сюзанна Губашева фигурирует в деле уже по четырем статьям обвинения, включающих, помимо разбоя, похищение людей, вымогательство и сексуальное насилие. Трое в масках, участвовавшие в нападении, установлены не были; Простов как гражданин Швеции находится вне досягаемости российских правоохранителей. Отвечать за всех спустя семнадцать лет придется теперь уже 43-летней женщине, матери троих детей. Сама она утверждает, что в тот вечер ее в квартире и не было вовсе, хотя по просьбе молодого человека и могла кому-то позвонить.

Но в ее версию следователи не верят, упоминая ее имя при перечислении всего, что происходило тогда в квартире на Морском проспекте. По всему получается, что именно она сковала двух мужиков, избила их, угрожала, вымогала деньги, надругалась и в конце концов ограбила – удивляется адвокат обвиняемой Роман Коршиков. При том, что даже в показаниях потерпевших роль Сюзанне Губашевой отводится незначительная: оскорбляла, оставалась в комнате, пока другие выходили на кухню, да, пожалуй, и все. К слову, по воспоминаниям потерпевших, оставшись с пленниками наедине, 25-летняя девушка вдруг закричала, когда один из них, еще скованный наручниками, вдруг вскочил и бросился к балкону: «Куда! Четвертый этаж ведь!» – спасли его вбежавшие в комнату вымогатели. Кто же она, Сюзанна Губашева? Сибирская Мурка, активная участница мужских разборок, или жертва пасмурных 90-х?

Окно в мир

Образованная, начитанная девушка с дипломом социолога легко устроилась в начинающую российскую авиакомпанию «Трансаэро». Оттуда, как мы уже говорили, Сюзанну забрали в немецкую Lufthansa. Долларовую зарплату девушка, по воспоминаниям матери, даже не прятала в стол – деньги всегда лежали под стеклом, на случай если понадобятся домочадцам. Насколько Сюзанна была жадная до мужских меховых шапок, сложно сказать. Но других обвиняемых в руках у следствия нет.

По словам самой Сюзанны, про все, что творилось за десять дней до нового года в академгородковской квартире, она не имела понятия. Но знала, что у Простова были проблемы. Его предложение уехать за границу не было для девушки сильной неожиданностью, да и давно хотелось осуществить детскую мечту – покинуть неуютные родные края. К тому же Слава напугал подругу рассказами о «наехавших» бандитах, которые пытались забрать все деньги его фирмы, те самые 80 - 100 тысяч долларов, сделанных на продаже хитроумных японских игрушек. Решили лететь к берегам Эгейского моря – там-то уж точно не найдут ни бритоголовые братки, ни милиция. А деньги свои Простов так и оставил на растерзание бывшим партнерам.

О том, что она будет преследоваться малоразборчивой российской Фемидой, Сюзанна и подумать не могла. Тогда, на рубеже веков, до ареста было далеко, сибирячку ждали полтора десятка лет жизни в достатке и комфорте. Пересидев какое-то время в Греции, влюбленные уехали в Шведское королевство, где осели окончательно. Расстались спустя несколько лет уже после рождения сына. Сейчас его, 16-летнего парня, воспитывает бывший сибирский бизнесмен, устроивший разборки то ли из-за женщины и денег, то ли сам ставший мишенью рэкетиров. Сюзанна же, оставшись одна, сумела получить гражданство Швеции. Она быстро освоила торговлю недвижимостью, стала успешной бизнес-леди, а вскоре познакомилась с новым кавалером, нордическим красавцем со сказочным именем Кай. Вот только сказку почти за десять лет дальнейшей совместной жизни он русской жене подарить не сумел. Постоянно уходил на целые месяцы, распоряжался ее деньгами, оставляя супруге, что называется «на хозяйство». По словам матери Сюзанны, после появления на свет дочери Изабеллы Кай стал появляться в доме еще реже, хотя, когда жил в семье, упрекнуть его в плохом отношении к ребенку было сложно. Полгода назад у Сюзанны родился сын Ральф, но его Кай не видел ни разу – младенец появился на свет в застенках Испанской тюрьмы. Оттуда, вместе с мамой, отправился в Россию и теперь находится с кормящей матерью в СИЗО. Что до шведского мужа, он вдруг, спустя почти год после ареста Сюзанны, заинтересовался судьбой маленького сына и пожелал ограничить супругу в праве на опеку.

Воздушные замки

— Я два раза была у них в гостях, – вспоминает мама подследственной Сюзанны. – Муж вел себя очень обходительно, интеллигентно, но во всем чувствовалась какая-то наигранность. Он любит одеваться в бутиках, носит дорогие часы, но заработать сам толком ничего не в состоянии. Моя дочь занималась недвижимостью там, в Швеции. Покупала старенькие квартиры, дома, ремонтировала их и продавала уже в отличном состоянии. Довольно быстро она заработала и на свой дом в Швеции, и на машину себе и мужу, и даже на летний домик в Италии – он находится в горах, балкон выходит на небольшое озеро – очень красиво. Но, как пишут знакомые Сюзанны из Швеции, Кай этот домик уже продал и собирается распродавать имущество дальше.

По словам юриста, защищающего интересы Сюзанны, сделку швед совершил по подложным документам, подделав подпись супруги, и теперь сам разыскивается всей королевской правоохранительной ратью за мошенничество. Косвенное тому подтверждение и документы о том, что в поле зрения шведской полиции Кай Сельберг попадал неоднократно. Потому-то и не смог приехать на заседание суда, который сам же и начал, требуя отдать ему на воспитание грудного младенца Ральфа, единственную отраду в новой зарешеченной жизни Сюзанны. Сейчас под опекой шведа находится четырехлетняя Изабелла, но этого предприимчивому Каю мало – он подал иск об ограничении прав Сюзанны в отношении полугодовалого Ральфа, который сейчас находится с мамой в российском СИЗО. Новосибирский адвокат королевского подданного Елена Шпачинская объясняет его отсутствие на суде просто:

— Кай Сельберг не смог приехать из-за проблем со здоровьем, своим и дочери Изабеллы – четырехлетняя девочка сейчас находится под опекой отца, – поясняет она. – Мы хотим определить Швецию в качестве места жительства и для Ральфа. Там у моего клиента свой особняк, свой бизнес. Если суд ограничит Губашеву в родительских правах и поместит пятимесячного мальчика в дом малютки, Кай Щель Оке Сельберг незамедлительно вылетит за ним. Условия жизни в Швеции будут несравнимо лучше, чем здесь, в камере следственного изолятора.

Конечно, с этим утверждением не согласна ни сама Сюзанна, ни ее защита:

— Благополучие ребенка в России гарантируется не только нашим национальным законодательством, но и взятыми на себя международными обязательствами, – поясняет Роман Коршиков. – Одним из условий выдачи Сюзанны Валерьевны испанской стороной было обеспечение благополучия ребенка. В камере СИЗО есть все необходимое, от стиральной машины до микроволновки. Постоянные прогулки, специальное питание, внимание матери – всем этим ребенок обеспечен. К тому же в камере мама Ральфа находится не одна – еще с одной женщиной, у которой также дети, и она помогает во всем.

Как пояснил защитник интересов Сюзанны Губашевой, если мальчик окажется в Швеции, Кай Сельберг сможет фактически получить супругу в рабство, используя ребенка, как способ вымогательства денег. Плюс, учитывая тот факт, что он преследуется у себя на родине за незаконные сделки с имуществом, принадлежащим супруге, ему выгодно, чтобы она как можно дольше оставалась под стражей, а ребенок служил гарантией тому, что Сюзанна не станет помогать следствию там, в Швеции. К тому же нужно еще доказать, что он настоящий отец, – этого и потребовала в суде сторона защиты Сюзанны Губашевой.

Из Сибири – в Сибирь

В_итальянском_домике_в_горах.jpg

Сюзанна Губашева в своем итальянском доме. Фото из семейного архива

Так сказочная жизнь в благополучной Европе закончилась. До своего ареста Сюзанна, как и мечтала в детстве, успела повидать мир. Даже история ее поимки напоминает международный детектив. Покинув родной Новосибирск в 25 лет, она смогла сполна насладиться обеспеченной жизнью в Швеции, неоднократно гостила у сестры во Франции, каждое лето ездила отдыхать в Италию, путешествовала по другим странам Европы, летала в США. Насыщенная жизнь, о которой мечтают многие, далась ей нелегко и уж точно не стала результатом каких-либо преступлений. Ее репутация, которую теперь пытается подмочить различными сказками-небылицами предприимчивый Кай, не была омрачена никакими нарушениями закона. Ни от кого россиянка не пряталась. Лишь в 2013-ом Сюзанна, а по шведскому паспорту уже Хелена, узнала, что находится в международном розыске.

Ее схватили в Италии бравые карабинеры, посадили под домашний арест. Однако условия содержания были более чем мягкими: однажды сибирячка просто вылезла в открытое настежь окно на первом этаже. Никто и не стремился ее отыскать – беспрепятственно она вернулась в Швецию. Запрос российских властей об ее выдаче так и не был рассмотрен по существу. Через год ее «взяли» на железнодорожном вокзале Эстонии, но все сроки преступлений, приписываемых российскими правоохранителями, по законам прибалтийских соседей вышли – женщину отпустили восвояси. И вот в прошлом году Кай предложил съездить в Испанию. Там пригласил жену в кафе. Внезапно куда-то засобирался, а после его ухода в двери вошли люди в погонах.

Сюзанна Губашева, которая якобы 17 лет водила за нос всю полицию Европы, была арестована на шестом месяце беременности. Теперь она не только в одиночку будет отвечать за преступления, совершенные четверкой парней в далеком 97-ом году, но может потерять и сына. Насколько женщина виновна в преступлениях прошлого решит суд. По мнению мамы Сюзанны, жизнь ее дочери разрушили мужчины: всю жизнь влюблялась не в тех.

Федор БУРОВ