USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Крапление беретов

Наталья МАНТОРОВА
Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

Всероссийские квалификационные испытания на право носить краповый берет — символ элиты спецназа внутренних войск — прошли на базе учебного центра «Горный»

Неискушенным слабо верится, что все происходит взаправду: едва ли подобные нагрузки человеческий организм снести в состоянии. Так ведь и искалечить бойцов недолго, и рассудка лишить! Но на то он и краповый берет, чтобы подтвердить: его владелец не лыком шит и даже не железной проволокой, а кое-чем покрепче — волей спецназовца.

Этих ребят изначально готовят к работе в нечеловеческих условиях (жизнь требует, ничего не попишешь). И перед той «геенной огненной», которая простого смертного поглотит в два счета, они действительно способны неким фантастическим образом выстоять.

Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

С 2014 года такой экзамен занимает два дня вместо одного прежнего. В первый идет проверка различных воинских умений и навыков. Кандидаты производят маневры в составе элемента боевого порядка с передачей условных сигналов, пресекают массовые беспорядки (к счастью, лишь имитированные), действуют в группе охраны должностных лиц, выполняют нормативы по инженерной, физической, горной и медицинской подготовке, на практике демонстрируют знания военной топографии и систем связи. Кто благополучно решает задачи первого дня, получает допуск к дальнейшим испытаниям.

«Может, еще чаю кому-то налить?»
Их серию открывает 10-километровый марш-бросок с различными вводными по пересеченной местности близ поселка Горный. В  семь часов утра воины стартуют, укомплектованные сполна: бронежилет, противогаз, оружие… Инструкторы сопровождают группу, то и дело грозно отрезая: «Упал — отжался! Противогазы надеть! Раненого с поля боя — выноси!» Воины вбегают в гору, катятся с нее кувырком, ползут по-пластунски, проваливаясь под тонкий осенний лед на встречных лужах, буквально утопая в грязи, потом зарываясь в снег…

Кстати, впервые в нашем регионе сдача на краповый идет в таких погодных условиях. Обычно более ранние сроки экзамена позволяли провести его в относительном тепле, традиционным этапом на маршруте было даже форсирование водной преграды. Ныне погружения в озеро бойцы избежали, зато середина октября им прибавила скользких дорог, уже изрядно заснеженных лесных чащоб, сквозь которые следовало пробраться, и тому подобной «веселухи».
Марш-бросок обычно отсеивает добрую половину стартовавших. Ведь мало пробежать и выполнить все вводные, надо еще в определенное время уложиться. Кроме того, морально выстоять под почти непрерывным обстрелом (не пугайтесь — только холостыми) и бодрящим рычанием инструкторов: «Чего разлегся, воин? Тут тебе не пляж! А ну быстрее, хватит телепаться! Может, еще чаю кому-то налить? Фамилия? Считаю до трех…»

Дебри, кулаки и бег по вертикали
«Сдувшихся» отправляют в кузов автомобиля «Урал», который специально приставлен к группе. Ребята покрепче добегают своими ногами до базы учебного центра. Там ждет их огненно-штурмовая полоса с множеством препятствий, среди которых всевозможные барьеры, стены, дебри колючей проволоки, колодезные люки и так далее. Справился? Бегом на стрельбы! Необходимо на отлично отстреляться из автомата Калашникова или пистолета Макарова, чтобы перейти к следующему этапу — высотной подготовке: в данном случае бойцы штурмуют здание с использованием спусковых устройств, на ходу поражая засевшего с нем противника (опять-таки условного, но это не дает поблажек). В дальнейшем тебя должно хватить еще на серию акробатических упражнений, включая буквально забег на стену: разогнался, от вертикальной плоскости ногами оттолкнулся, далее — сальто-мортале с последующим приземлением. Желательно успешным.

Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

Наконец решающий момент — 12-минутный рукопашный бой: сначала с таким же кандидатом, как ты, затем с инструктором, абсолютно свеженьким, не изможденным долгой предварительной «мясорубкой» на марш-броске и других этапах. Задача в последнее время усложнилась: если ранее ты должен был элементарно выстоять, не дав себя нокаутировать, то теперь экзаменаторы ждут от тебя эффективной техники ведения боя, оценивают твою способность не только защищаться, но и нападать, контратаковать, словом, изо всей силы стремиться к победе. А какая может быть сила на закате столь насыщенного дня? Самая что ни на есть железная, как в ряде случаев подтвердила практика.

Вот где главный барьер...
— Я достиг результата благодаря упорным тренировкам, — рассказывает Андрей Смышляев, представитель Сибирского регионального командования (СибРК) внутренних войск МВД России, успешно выдержавший экзамен.  — Всегда занимался спортом, в основном легкой атлетикой и боксом, так что к испытаниям привык. Но с первого раза сдать на краповый у меня не вышло из-за полученной травмы. Сегодня я стартовал во второй раз — уже с твердым решением дойти до цели. А если есть четкая цель, то и препятствия на пути к ней кажутся не такими сложными.

— Что все-таки было самым трудным на этом пути?

— Конечно, спарринг. Усилием воли я держался, но боялся, что меня могут, попросту говоря, вырубить, отключить…

— Что чувствовал сразу после испытаний?

— Начал что-то осознавать и ощущать уже после того, как мне вручили краповый берет. Сразу после экзамена — никаких эмоций: помню только, что было тяжело, больно... И просто отходил от всего.

— А теперь?

— Теперь, естественно, меня переполняет радость!

Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

— Я сдал экзамен с первого раза, — включается в разговор еще один новоявленный обладатель крапового берета Павел Тахабуев, также военнослужащий СибРК ВВ МВД России. — Во главе угла здесь должны быть физическая подготовка, сноровка, сила воли, всевозможные умения и навыки. Все это надо нарабатывать. А что было самым сложным на экзамене? Скажу так: самое сложное — дойти до конца и получить краповый берет. Конечно, волнение чувствовал, с эмоциями нелегко было совладать. Вот, пожалуй, главный барьер. Остальное все достигается благодаря нашим обычным трудовым будням.

От других не отстать и характер воспитать
Отметим, на марш-бросок вышли в этот раз 95 военнослужащих, командированных в Горный из частей и подразделений Сибирского, Приволжского, Уральского и Восточного региональных командований. Из всех стартовавших успешно справился с задачами, дошел до финиша и выдержал «рукопашку» 31 боец, в том числе девять представителей СибРК. Каждый из них получил заветный головной убор — символ чести и доблести спецназа, приравнивающий тебя к элите внутренних войск. Заслуженные награды вручали бойцам председатель Центрального совета краповых беретов полковник Игорь Медведев и начальник разведки Сибирского регионального командования ВВ МВД России полковник Василий Сёмин.

Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

— Мы преследуем две главные цели, когда проводим такие испытания, — подчеркивает Медведев.  — Первая цель — выявить наиболее подготовленных военнослужащих. Вторая, пожалуй, еще более важная, — создать для людей экстремальные условия и дать им опыт преодоления этих условий, но прежде всего — опыт преодоления самих себя. Тем самым воспитываем характер спецназовца, улучшаем его физические и волевые качества. Подобные квалификационные испытания идут почти во всех подразделениях специального назначения ведущих государств мира, и мы не должны отставать.

СПРАВКА
История крапового берета уходит корнями в 1978 год: тогда, в преддверии московской Олимпиады, начала формироваться 9-я учебная рота специального назначения 3-го батальона 2-го полка отдельной мотострелковой дивизии особого назначения. Начальник боевой подготовки генерал-лейтенант Александр Сидоров рекомендовал подобрать новоявленным спецназовцам символ, который отличал бы их от солдат других подразделений. В качестве такого символа выбран краповый берет, цвет которого соответствовал цвету погон военнослужащих внутренних войск. Также он напоминал о крови, пролитой во время боевых действий и учебных занятий.