USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Вторжение сверху

Юлия НАЗАРЕНКО
Освоение воздушного пространства на утилитарном уровне, от доставки букетов по назначению до услуг воздушного такси, парящего над застрявшими в пробках автомобилями, — мы это уже видели в кино. И перспектива  не кажется недосягаемой. Фото Аркадия УВАРОВА
Освоение воздушного пространства на утилитарном уровне, от доставки букетов по назначению до услуг воздушного такси, парящего над застрявшими в пробках автомобилями, — мы это уже видели в кино. И перспектива не кажется недосягаемой. Фото Аркадия УВАРОВА

Почему российский Воздушный кодекс не жалует чудо робототехники — беспилотные летательные аппараты?

В Сибири завели очередное дело на обладателя модной летающей игрушки. На этот раз закон преступил житель Омска, который без разрешения запустил квадрокоптер DJI Phantom 2 Visio в небо над территорией базы отдыха.

Это уже не первый случай несанкционированного использования беспилотников. Их еще называют дронами или БПЛА. В  2011 году подобный аппарат, потеряв управление, вторгся в зону выполнения полетов аэропорта Толмачёво, где в час осуществляются десятки взлетов и посадок пассажирских и грузовых воздушных судов. По счастливой случайности все обошлось…

Куда хочу, туда лечу
Ими уже никого не удивишь. Соревнования по робототехнике в спорткомплексе «Заря» снимал такой же вот квадрокоптер. Судьи очень были недовольны: игрушка отвлекала детей от выполнения заданий. Беспилотники всюду приковывают к себе взгляды. О них мечтают, на них копят деньги, как на престижный гаджет. Для кого-то беспилотник — инструмент зарабатывания денег. А что?

Житель Омска, например, с помощью беспилотника снимал спортивные состязания. Да вот беда: игрушка поднялась в воздушное пространство класса «С», нахождение в котором без разрешения центра Единой системы обслуживания воздушного движения запрещено. Это зона полетов гражданской (и не только гражданской) авиации. Здесь обязательна двусторонняя связь с диспетчерскими службами. Словом, окажись квадрокоптер на пути авиалайнера, не миновать катастрофы. Теперь с омичом разбирается транспортная прокуратура.

— Все чаще граждане используют беспилотные летательные аппараты как в личных, так и в коммерческих целях, — говорит Юрий Рожко, начальник управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. — Покупая беспилотники, их владельцы не задумываются над тем, что последствия их использования могут привести как к повреждению либо уничтожению чужого имущества, так и причинить вред здоровью граждан и даже привести к гибели людей. Что касается омского инцидента, могу сказать, что владелец аппарата заявку на использование воздушного пространства не подавал, разрешения не получал. Никто не был в курсе запуска квадрокоптера, соответственно, не введено крат­ковременное ограничение полетов для других пользователей воздушного пространства, в том числе пассажирских судов. Экипажи самолетов не были проинформированы. Между тем полет данного беспилотника осуществлялся на схеме захода на посадку воздушных судов и их выхода из района аэродрома.

По словам главы надзорного ведомства, аналогичные нарушения допустили организаторы видео- и фотосъемок достопримечательностей Новосибирска. Это только те случаи, которые удалось зафиксировать.

— Выявление фактов несанкционированного использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами осложняется тем, что средства радиотехнического обеспечения полетов их не видят из-за сверхмалых размеров,— поясняет Юрий Рожко.

Дорогая игрушка
За подобные нарушения преду­смотрена административная ответственность с наказанием в виде штрафа: для граждан — в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — до 30 тысяч и юридических лиц — до 300 тысяч рублей. Но что такое пятитысячный штраф для частного владельца довольно дорогой игрушки (квадрокоптер, управляемый дистанционно, в том числе с помощью смартфона, стоит от 84 тысяч рублей и выше).

В Ространснадзоре согласны, что такая сумма штрафов для граждан не является значительной, а потому это малоэффективная мера. Будет ли ужесточено законодательство? Или пока гром не грянет?

В России действительно до сих пор не было зарегистрировано ни одного ЧП с трагичным исходом по вине беспилотных летательных аппаратов. Может быть, дело в том, что они пока не так распространены, как за рубежом? У нас и законодательство, где были бы прописаны правила для беспилотников, пока отсутствует, в связи с этим не ведется статистика нарушений.

Мы «проспали» появление дронов. На Западе ими уже «объелись» — в ряде стран приняты законы, ограждающие и воздушное пространство, и частную жизнь граждан от вторжения беспилотников. Вот достали так достали!

Внедрение летающей робототехники во всем мире признано эффективным в строительстве, аварийно-спасательных работах, поиске пропавших людей, домашних животных, охране окружающей среды, стратегических объектов, в военных и разведывательных целях.

А вот коммерческая эксплуатация дронов в нашей стране, как и во многих других, не разрешена. Хотя, если верить соцсетям и интернет-предложениям доставки по Москве, столичные владельцы беспилотников регулярно предоставляют услуги воздушных роботов-курьеров. В Новосибирске хозяева аппаратов предлагают съемку строящихся объектов, свадеб с высоты птичьего полета. Такой бизнес на самом деле пока вне правового поля. Но он и не запрещен. Просто на каждый полет необходимо оформлять разрешение. Попадешься на нарушении — добро пожаловать в транспортную прокуратуру.

«Малыши» без регистрации
Все может изменить готовящийся новый Воздушный кодекс. Летом вокруг судьбы беспилотного «братства» разгорелись баталии в Госдуме РФ. Речь шла о том, чтобы уйти от временных разрешений на полеты гражданских беспилотников и узаконить их присутствие в воздушном пространстве России.

В частности, замглавы Минтранса РФ Сергей Аристов сообщил депутатам ГД, что в новом законодательстве предусмотрена обязательная сертификация беспилотных авиационных систем. Воздушный кодекс в новой версии устанавливает основы допуска к деятельности членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, появляется новое определение: член экипажа — наблюдатель, записаны требования к документации, которая должна быть на борту беспилотника, к системе поиска и спасения БПЛА. Депутаты Госдумы приняли законопроект в первом чтении.

Принятие нового документа ускорит рост российской доли рынка услуг с применением беспилотников. К 2025 году эта доля на мировом рынке может составить 40 процентов от общего объема таких услуг, считает экспертная группа AeroNet, а это около 80 миллиардов долларов США. Отрасль перспективная.

Все это здорово, но что будет болтаться над нашими головами? В легком весе — все что угодно: в проекте нового Воздушного кодекса позволяется не сертифицировать и не регистрировать беспилотные летательные аппараты массой менее 30 килограммов. Где гарантия, что эти летающие «доставщики пиццы» не будут использоваться хулиганами, шантажистами и прочими, прочими, а с нашим пристрастием к шальным рискам небо не заполнится беспилотными лихачами?

С другой стороны, излишняя зарегулированность этой сферы лишь формально откроет дорогу летающим роботам, а на деле затруднит их использование на гражданке, в бизнесе. Вопросов множество, и вряд ли новый Воздушный кодекс примется на раз-два.

Пока законодатели решают судьбу беспилотников, граждане осваивают радиоуправляемые новинки. В Новосибирске проходят семинары, где любой желающий может освоить азы эксплуатации квадрокоптеров. Красиво, интересно, забавно.

— Главное, чтобы владельцы соблюдали правила и порядок использования воздушного пространства, не подвергали риску жизни экипажей и пассажиров воздушных судов, — заключает Юрий Рожко.

КСТАТИ
Уникальный беспилотный летательный аппарат, совмещающий качества вертолета и самолета, испытывает компания-резидент бизнес-инкубатора Технопарка новосибирского Академгородка. По словам руководителя проекта Михаила Битюрина, новинка называется конвертопланом. Взлетает он вертикально и может парить на одном месте, перестраиваться, модифицироваться в самолет и уже в таком виде путешествовать на большие расстояния.
Аналогов новосибирскому конвертоплану в России нет. Аппарат работает в автоматическом режиме. Он без наземного оператора способен самостоятельно взлететь, выполнить задачу и вернуться. Разработчики предполагают использование аппарата для нужд городского хозяйства: фото- и видеосъемки, обследования поверхности тепловизором, мониторинга состояния дорог, трубопроводов, доставки небольших грузов — до пяти кило.

СПРАВКА
Порядок использования воздушного пространства при организации полетов беспилотных летательных аппаратов регламентирован статьей 16 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также разделом III «Планирование и координирование использования воздушного пространства» и разделом IV «Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства» Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138.
Так, в соответствии с указанными правилами, использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства органами Единой системы организации воздушного движения.
В случае несоблюдения вышеуказанных правил наступает административная ответственность по статье 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил использования воздушного пространства».

ЦИФРА
Себестоимость доставки груза весом до трех килограммов на расстояние три километра с помощью беспилотника в Москве составляет 500 рублей.