Каско под ударом
Рынок добровольного автострахования может рухнуть в 2015 году?
Российский авторынок переживает тяжелые времена. Мнения экспертов о тяжести удара по рынку новых автомобилей расходятся, но самые оптимистичные прогнозы говорят о сокращении этого рынка на четверть. Под ударом оказалась и напрямую зависящая от состояния рынка услуга по добровольному автострахованию.
В начале 2015 года в некоторых регионах произошел значительный рост цен на данную услугу, в других полисы каско уже невозможно купить — их нет в продаже. Тарифы в столице пока держатся практически на прежнем уровне, но в некоторых городах России за полис владельцы могут переплачивать от 10 до 70 процентов от прошлогодней стоимости.
Существуют две основные причины подорожания страхования, обе связаны с обесцениванием рубля. Первой причиной идет рост цен на новые иномарки, вместе с которыми выросла и стоимость каско (рассчитывается она из стоимости автомобиля). Не менее важной причиной стал рост закупочных цен на запчасти иностранного производства, они также приобретаются за иностранную валюту. В итоге ремонт по каско дорожает, соответственно, дороже обходится страховым компаниям.
По мнению вице-президента компании «Ингосстрах» Ильи Соломатина, в наступившем году рынок добровольного страхования сократится. Произойдет отток клиентов, которые, купив автомобили по новой рыночной цене, вряд ли смогут себе позволить приобрести полис каско. По этой причине продажи страховых полисов сократятся на 5–10 процентов, считает эксперт.
В ряд к названным проблемам автостраховщиков, которые, к сожалению, так или иначе отразятся на владельцах автомобилей, прибавляем сокращение дилерских сетей автокомпаний и приостановку выдачи автокредитов. Покупка машин в кредит до недавнего времени была распространенным явлением, а само авто в обязательном порядке страховалось по каско.
Без продаж машин не будет и продаж страховых полисов, это в свою очередь неминуемо приведет к сокращению количества страховых компаний. Кстати, как полагают специалисты, рынок страховых услуг автомобилей будет сокращаться вначале не в крупных городах, и тем более не в Москве и Санкт-Петербурге.
Кризис, начавший диктовать свои жесткие условия, как говорят эксперты, в автостраховании произошел гораздо раньше, к сегодняшнему времени есть довольно много страховых компаний, не способных выплатить деньги клиентам, фактически банкротов.
В бочке дегтя есть и своя ложка меда. Не все специалисты разделяют пессимистические настроения. Есть мнение, что владельцы автомобилей не станут отказываться от страховки по каско, они просто перейдут на экономные варианты, которых на рынке страховки немало: каско с франшизой, с ограниченным покрытием, различные внутренние тарифы страховых компаний и другие.