Хлебный фронт: люди на вес золота
Ток Чикского отделения ОАО «Племзавод «Пашинский» Новосибирского района сегодня напоминает место складирования золотого запаса — урожая сезона 2015 года. Спелое зерно разделяется здесь на три фракции: семенное, фуражное и товарное. Но обернется ли это богатство финансовым благополучием для хозяйства? И что действительно представляет собой золотой фонд сельхозпредприятия?
Лучше больше!
В Чикском отделении, базирующемся в поселке Красномайский, раньше было 2 100 гектаров пашни, теперь осталось 700. Увы, повлияла близость мегаполиса: часть земель ушла под разрастающиеся промышленные объекты.
— А задача у нас осталась прежней: обеспечить стадо крупного рогатого скота концентрированными кормами, засыпать семена, да чтобы излишки зерна на продажу были — надо ведь и горючее покупать, и запасные части для техники, — рассуждает главный агроном хозяйства Павел Карпец. — Вот и стараемся вырастить на оставшихся полях как можно более высокий урожай, убрать его в ранние сроки. Нынче нам это удается сделать. Спасибо нашим трактористам, комбайнерам, шоферам. Все создается их трудом, они — наш золотой фонд.
Близость огромного города оказывается палкой о двух концах. С одной стороны, все рядом. С другой, крайне сложно удержать кадры. Редко какое сельхозпредприятие может заманить к себе классных рабочих, скажем, зарплатой 40 тысяч рублей в месяц. А на меньшее вряд ли кто из них согласится.
Остались крестьянами
И все же костяк настоящих крестьян есть даже тут, буквально под боком у Новосибирска. Сергей Савельев живет в Красномайском, работает водителем уже лет тридцать. Возит все, что придется: сенаж, зеленую массу силосных, зерно. Павел Шепелев приезжает за десятки километров с центральной усадьбы — из поселка Садового. Трудится в поле, вечером загружает КамАЗ фуражным зерном, доставляет его в Садовый — ближе к ферме. И так ежедневно.
А водитель Василий Голяндин колесит на «буханке» — автомобиле УАЗ. Говорит, что к перевозке печеного хлеба его машина имеет прямое отношение:
— Мне поручено доставлять в поле обеды, воду, запчасти.
Василий Васильевич потчует полеводов два раза в день, привозя пищу в термосах.
— Кормят нас хорошо, — рассказывает комбайнер Анатолий Литвинов. — Порции отменные – большие, вкусные. Сейчас вот на обед — гороховый суп, котлеты с рисом, чай, хлеб. Только что поморосил дождь. Когда ветерок обдует колосья, продолжим убирать овес. Бывает, молотим до половины двенадцати вечера. Я тридцать лет связан с сельским хозяйством, в город никогда не бежал и не собираюсь. Крестьянское дело знаю и люблю. Весной готовлю почву к посеву, летом сажусь на стогомет — участвую в покосе. На зерновом комбайне уже двадцать сезонов провел. Того, кто хотя бы раз взялся убирать хлеб, от этого дела трудно оторвать…
Старики — не разбойники
Беседуя, Анатолий Вадимович удовлетворенно улыбается в черные, как смоль, усы. А главный инженер Виктор Мусатов размышляет вслух:
— Ну почему так складывается ситуация? Находятся люди, готовые обрабатывать поля, но площади уменьшаются и уменьшаются. За 200 — 300 километров отсюда земель полно, однако заняться ими порой некому.
— Надо больше внимания уделять профессиональной подготовке молодых трактористов-машинистов, — считает управляющий отделением Владислав Мошкин. — У нас тоже с кадрами напряг. Приходится самому садиться на комбайн в уборку. У меня «Акрос-530». Многим участвующим в жатве механизаторам, шоферам уже под 50 лет. Молодежь неохотно идет в сельское хозяйство — здесь тяжелый труд. Зависим от погоды. Подвернулось погожее окно в несколько дней — ячмень, зерносмесь убрали, заканчиваем обмолачивать овес.
Урожай радует — собирают по 32 центнера зерна с гектара.
Топливный бак прожорлив
В этом году дорого обходится горючее. Селяне недоумевают, почему цена горюче-смазочных материалов поднялась на 15 процентов, в то время как нефть подешевела в 2,5 раза. Погектарная федеральная поддержка не может полностью компенсировать увеличение затрат на покупку дизельного топлива.
Запас солярки в хозяйстве есть, но минимальный, тонн десять. В день уходит две тонны, это 60 — 70 тысяч рублей. Для небольшого отделения — ощутимые расходы, ведь еще нужны средства для приобретения запасных частей.
Запчасти — напрямую
Крупных поломок, к счастью, пока не случалось, а вот мелкие происходят. По пути с центральной усадьбы специалисты постоянно заезжают за нужным ремонтным материалом.
— Раньше надеждой для нас был «Агроснабтехсервис», сейчас там взять нечего — ассортимент недостаточный. Берем запчасти у одной из барнаульских фирм, действующей в пригороде Новосибирска. Проблему все же решаем. А вообще-то перешли главным образом на прямые поставки. Например, по итогам дефектовки техники зимой посылаем заявку на комбайновый завод в Ростов-на-Дону, оттуда приходят запчасти по заказу почтой. Это оказываются на 50 процентов дешевле, чем если бы мы приобретали запчасти у дилеров, — делится подробностями главный инженер хозяйства Виктор Мусатов.
Пашинские полеводы трудятся на конечный результат. Зерно в этой цепи — результат лишь промежуточный. Главная цель — молоко. С приходом к руководству сельхозпредприятием Юрия Сычева дела в животноводстве стали поправляться, что для племенного завода фактор немаловажный. В 2015 году надой от каждой из 400 коров возрастет до 6 000 килограммов — увеличится относительно уровня 2014 года на 1 000 кило! Во многом за счет укрепления кормовой базы, включая, конечно, зернофураж.
И помощь, и заработки
В хозяйстве надеются, что будет зерно и на продажу. Опыт прежних уборочных кампаний дает основание в это верить. Пашинский уборочный отряд неоднократно выезжал помогать убирать урожай в сельхозпредприятия «Толмачёвское», «Семена Приобья» Новосибирского района, «Раздольное» Коченёвского района. Договор с соседями заключался обоюдовыгодный. В прошлом году заработанную пшеницу продали, выручка составила 1 миллион рублей. Деньги потратили на покупку горючего, запчастей и на зарплату хлеборобам.
Некоторые хозяйства и нынче обратились к «Пашинскому» с просьбой пригнать комбайны на помощь. Такая возможность скоро предоставится. Для этого пашинцам необходимо оперативно убрать все свои зерновые. Понадобится перегонять зерноуборочные машины за многие километры от Красномайского до Садового и обратно. Мероприятие хлопотное, затратное, с привлечением специалистов сопровождения, но руководство «Пашинского» пойдет на это. Комбайны в страдное время должны работать. Зерно — богатство всего региона.
Факт. Заработная плата некоторых полеводов «Пашинского» составляет летом 50 — 60 тысяч рублей в месяц.
Николай ЦАРЕВ