Не болит голова у дачника
Продовольственная безопасность своими руками: во сколько обходится согражданам страсть проводить свободное время на грядках
Дача. Тот, у кого она есть, наверняка сравнивает себя с персонажами фильмов, в которых обладатель сада-огорода вкушает выращенные собственными руками огурцы, помидоры, яблочки. Смотрит и с чем-то соглашается, а чему-то откровенно смеется: мол, враки!
Средний кошелек
Заранее скажем, что нашей редакционной бригаде вряд ли удастся выстроить схему, картину загородной жизни, с достоверностью которой согласятся все садоводы. Ведь в кошелек каждого из многотысячной армии огородников не заглянешь. Как, например, сравнить средние расходы на дорогу старушки-дачницы, медленно катящей сумку-тележку до ближайшей остановки автобуса, и бизнесмена, едущего к дачному коттеджу в комфортабельном джипе, чтобы встретиться после работы с молодой женой и покормить любимого крокодила? Несерьезно? Вот то-то же!
А мы вознамерились серьезно порассуждать об экономике огромного дачного сообщества, садоводческого некоммерческого товарищества, отдельного участка и о посильной поддержке огородников государственными структурами.
Начнем с самого простого: заглянем в ближайший магазин по продаже садово-огородного инвентаря. Земля требует ухода. Что для этого надо? Один скажет: мотоплуг, другой: лопата. Оба будут правы. Каждый выбирает то, что больше отвечает его представлениям о мелкохозяйственном земледелии, о денежных тратах.
Выберем самую крестьянскую «машину» — лопату. Ее действительно придется выбирать из нескольких. Цены неодинаковые — от 130 до 180 рублей. Почему? Продавец говорит, что у лопат разные форма и состав металла. Ладно. Надо починить штакетник, посмотрим ножовки. Их тут целый стройный ряд. Самая дешевая — 200 рублей, самая дорогая — 900. Расклад, прямо скажем, сумасшедший. Как нам поясняют, многое зависит от степени закалки зубьев, но, если разобраться, всяк купит ту, которая ему сегодня по зубам, то есть опять же по тому самому пресловутому кошельку.
Домик за городом
А если выяснится, что у вас еще нет дачно-огородного участка? Э-э-э, случай довольно сложный. Правление одного из садоводческих товариществ, расположенных фактически в черте Новосибирска, предложит вам на косогоре брошенный кем-то участок земли, заросший бурьяном, с покосившейся дощатой халупой, за 150 тысяч рублей. Вблизи станции Паровозной (на тогучинском направлении) недавно продали двухэтажный кирпичный домик с участком за 200 тысяч рублей. У реки Бердь, недалеко от Искитима, продавался за 9 миллионов рублей шикарный дачный двухэтажный особняк с большим земельным участком и собственным причалом у берега.
Кстати, о брошенных участках. Почему их так много, особенно в отдалении от областного центра?
— Цены на проезд очень сильно возросли для тех, кто ездит в электричках или автобусах. Подорожал бензин для передвигающихся на личном автотранспорте. А многим просто не нужно теперь столько дачных участков, сколько они взяли в ажиотажное время начала 90-х годов. Я знал одного, кто нахватал, по-иному не скажешь, 13 участков! Они ему нужны теперь? — поясняет заместитель председателя правления Новосибирского областного союза садоводов Николай Назаренко.
Он и другие эксперты рассуждают сегодня о дачно-огородных делах, выгодах и тратах людей, прямо признаем, привязавших себя к земле.
Клочок землицы
…И все же почему многим из нас так приятно иметь клочок землицы, ухоженный собственными руками? Пусть даже надо потратиться на дорогу к нему, на то, чтобы завезти чернозем, перегной, проложить водопровод, огородить. Зато какие цветы там можно вырастить, сходить по грибы или ягоды!
А как будут резвиться в воде дети или внуки! И пусть председатель правления ворчит на собрании: «Жара стоит, воды в системе не хватает, а вы у каждого домика наполняете бассейны и плещетесь!..» Это его, председателя, дело — считать расходы товарищества. А наше — прикинуть свои финансы позже, зимой. Или вообще не браться за расчеты: лето было ярким, запомнилось заботами, радостными событиями, а это и есть главное, что достигнуто!
КСТАТИ
За 12 лет количество дач в Новосибирской области существенно сократилось: к 2014 году их стало на 100 тысяч меньше, чем в 1992-м, когда их насчитывалось более 435,5 тысячи. Но актуальность садоводство и огородничество не потеряло. Напротив, дачи в период кризиса овощеводческих производств стали в буквальном смысле кормилицами. Так, если в 1986 — 1990 годах производство овощей в личных подсобных хозяйствах и садоводческих, дачных товариществах составляло 49 процентов от общего объема производимой в области овощной продукции, то в 2010-м на дачах выращивали уже 94 процента объема. С началом возрождения в регионе промышленного овощеводства доля частного сектора в объеме производства «зеленки» чуть снизилась — до 89 процентов.
ГЛАС НАРОДА. Душа и кошелёк
Для Людмилы Лабут ее шесть соток земли не столько 4 500 пожертвованных в общую кассу рублей, 1 320 рублей платы за охрану, 2 000 рублей за электричество и посильная сумма целевого годового взноса, сколько радость каждодневного общения с природой, с близкими ей людьми.
— Для меня дачный участок — это всё, — рассуждает Людмила Павловна. — Здесь мы с мужем с начала мая до конца сентября. По выходным приезжают дочь, ее сын с женой. Отдыхают, как хотят. Привозят нам продукты. А с огородом мы успеваем управиться сами. Есть парничок для огурцов, шесть кустов кабачков, небольшие грядки моркови, свеклы, лука, чеснока, зелени. Растут малина, смородина, яблоня. Нам всем хватает выращенного урожая, а продавать нет необходимости.
Большую часть площади занимают цветы. Каких здесь только нет! В основном многолетние, так что на семена или на покупку новых кустов тратиться почти не приходится. Не обременяют затраты и на семена овощей. Взяли немного минеральных удобрений — на 300 рублей, купили пять мешков перегноя по 150 рублей каждый. Этой органики хватит на три года.
Домик требует незначительного ремонта. Фундамент пока укреплять не надо, а крышу несколько лет назад заменили. Людмила Лабут толком и не знает, во сколько это обошлось: затратами на обновление кровли занималась дочь Олеся. Недаром говорят: дружно — не грузно!
КОММЕНТАРИИ
Не тарифами едиными
Николай НАЗАРЕНКО, заместитель председателя правления Новосибирского областного союза садоводов:
— Дачное движение в нашей стране начало развиваться сразу после Великой Отечественной войны — в период, когда государство не могло обеспечить гражданам продовольственную безопасность. И в девяностые годы, когда Россия ощущала небывалый экономический дисбаланс, огородничество и садоводство помогли людям выжить.
Выгоден ли дачный участок? Раньше он давал заметную выгоду. Все было дешево: электроэнергия, проезд, семена, навоз и прочее. Сейчас ситуация иная. Возросли тарифы, расценки на всевозможные услуги. Некоторые бросают освоенные когда-то огородные места.
Так нужны ли нам садовые товарищества? Ситаю, что они необходимы для того, чтобы у каждого были на столе овощи, картофель. Нужны для того, чтобы не было практики, которая существовала в недавние времена, когда для работы на полях, в овощехранилищах с предприятий отряжались тысячи людей на пикировку рассады, прополку растений, уборку урожая, его переборку…
И еще: куда наши дети, внуки едут отдыхать, укреплять здоровье? Да все туда же — на дачи.
Радует то, что при нынешних экономических трудностях государство не бросило дачников. С начала 2000-х годов руководство нашего региона финансово поддерживает садоводство и огородничество. Кроме того, благодаря областному правительству для садоводов установлены такие же тарифы на электроэнергию, как и для сельских жителей. Наконец, Новосибирская область, пожалуй, единственный регион в стране, где ежегодно выделяется несколько десятков бесплатных санаторных путевок самым активным председателям правлений садоводческих товариществ.
Расходы по доходам
Галина БАСС, председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества «Тополек»:
— Чтобы тратить средства, надо их иметь. У нас в товариществе все участки приватизированы, это 1 600 соток. На общем собрании в 2015 году решили сдать по 750 рублей с каждой сотки. Получилось 1,2 миллиона рублей. Помимо этого, владелец каждого участка сдает 1 320 рублей в год на содержание охраны. Покой и порядок у нас стерегут казаки. Ими мы очень довольны. За последние три года не зафиксировано ни одной кражи. Существует целевой взнос на прокладку сети городского водопровода.
Деньги расходуем открыто. Все садоводы знают, на что пошла каждая копейка. С земельным налогом мне пришлось долго разбираться. Сейчас для нашего товарищества он составляет 10,5 тысячи рублей. Платим и 3 тысячи рублей водного налога, потому что пользуемся недрами — пробурили скважину. Тратим 20 тысяч рублей на ремонт и обслуживание поливного водопровода — на сварочные работы, замену труб. Обслуживание линии электропередачи обходится в 15 тысяч рублей. Самая большая статья расходов — заработная плата пяти штатных работников, выделяем на это 650 тысяч рублей. Отчисляем налоги от заработной платы. Раз в неделю вывозим мусор, большая машина обходится в 4,5 тысячи рублей. Дорого, зато уже десять лет как навели образцовую чистоту на территории. На вывоз мусора уходит 173 тысячи рублей. Все цифры, что я привела, — из расчета на год.
Остальные затраты — поменьше (канцелярские расходы, средства связи, Интернет, расчистка дороги зимой). Платим членские взносы в областной союз садоводов, за обслуживание банка. В запланированные суммы укладываемся.
Поддержка идёт
Евгений ЗАЙЦЕВ, начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области:
— У нас в регионе реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 — 2020 годы». Годовая государственная поддержка улучшения инженерно-технической инфраструктуры, обеспечения (обновления) системы пожарной безопасности садоводческих товариществ составляет 15,9 миллиона рублей в год. Затраты по данному направлению субсидируются в размере до 50 процентов, но не более 200 тысяч рублей на одно товарищество.
Кроме того, ежегодно выделяется 1,6 миллиона рублей на государственную поддержку мероприятий по информационному и консультационному обслуживанию садоводческих товариществ.
Как правило, консультируют дачников и огородников специалисты Новосибирского областного союза садоводов. В этой организации высококвалифицированные сотрудники, члены правления, которые всегда готовы разобраться в проблемах, с которыми обращаются отдельные граждане и руководители товариществ.
Горожане успевают только отдохнуть
Татьяна ЧЕРКАШИНА, заведующая кафедрой общей социологии экономического факультета Новосибирского государственного университета:
— В прошлом году с наступлением непростого периода в экономике нашей страны россиянам и новосибирцам в частности объявили: время опять сажать картошку и солить огурцы. Был ли услышан этот призыв? По данным майского опроса фонда общественного мнения «ФОМнибус», скорее нет, чем да.
Если посмотреть динамику доходов от личных подсобных хозяйств за последнее время, она не увеличивается. Социологи не прослеживают такую тенденцию ни на селе, где собственный огород — это данность, ни тем более в городе. Времена, когда было принято засаливать десятки банок с огурцами и помидорами, забивать погреб припасами, наверное, уже в прошлом. Сложно сказать, хорошо это или плохо, такова реальность.
Конечно, дачи до сих пор имеются у многих, но процент их обладателей постепенно уменьшается. В этом году на вопрос, есть ли у вас дача, положительно ответили более 51 процента респондентов, в 1998 — 1999 годах эта цифра приближалась к 60. Никакого ажиотажа не наблюдается и по части объемов продукции, которая должна быть выращена на приусадебном участке самостоятельно. На вопрос, собирается ли в этом году ваша семья вырастить на своем участке больше фруктов и овощей или примерно столько же, люди чаще всего отвечают: примерно столько же.
Наш розничный товарооборот удовлетворяет основные нужды населения, поэтому нет острой необходимости заниматься натуральным хозяйством. Для многих иметь приусадебный участок сегодня — это непозволительная роскошь с точки зрения временных затрат.
К примеру, у меня, как и у многих новосибирцев, тоже есть дача, но туда я езжу два раза в год, чтобы пожарить шашлыки. Над грядками не усердствую, тем более что пару лет назад большая часть участка была засеяна газонной травой. Мой личный пример тоже говорит о некоей тенденции: для работающего населения дача сегодня — это возможность отдохнуть и побыть на природе, а не способ создать запас продовольствия.