USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Непарный обжора

Николай ЦАРЕВ
Фото с сайта putnik.nhorob.ru
Фото с сайта putnik.nhorob.ru

Опасный вредитель мертвой хваткой вцепился в новосибирские леса, захватив зеленые массивы 11 районов области

Непарный шелкопряд совершает набеги с периодичностью  в шесть — восемь лет. И каждый его приход в леса длится три — пять лет. В некоторых районах области прожорливый непрошеный гость свирепствует с 2013 года. Отступится ли шелкопряд в 2016 году, есть ли способы утихомирить его?

Почему вредитель непарный?
Относительно того, что его назвали непарным, «париться» вредителю не приходится. Размножается он настолько интенсивно, что потомство вряд ли поддается какому-то разумному подсчету. Самка размещает в одной кладке от 100 до 300 яиц, а в пору нарастания численности плодовитость ее достигает 800 — 1 000 яиц! Все это подобно пожару. Кладки выпуклые, буроватого цвета, обычно располагаются в нижней части стволов деревьев.

Гусеницы выводятся из яиц весной, одновременно с распусканием почек на ветках. Потом происходит окукливание, образуются бабочки, которые летят, размещают кладки яиц — что называется, круг замыкается. За год развивается одна генерация.

061-05-02.jpg

Любимое лакомство гусениц — листья березы. Впрочем, подходит и осина, и даже лиственница. Замечено, что непарный шелкопряд способен поражать 300 видов растений, включая плодовые деревья. В отдельных случаях может навестить и огороды, поживиться там чем-нибудь менее для него вкусненьким. Гусеницы пушистые, они легко переносятся по ветру на большие расстояния. Так что вредитель этот действительно очень опасный, особенно для лесных массивов.

Почему его назвали непарным? Из-за резкого различия бабочек — самца и самки — как по размерам тела, так и по окраске. Разница настолько контрастная, что на первый взгляд эти существа можно отнести к разным видам. Самка светлая, крупная, самец серо-коричневый или бурый, мелкий.

Эпицентры беды
Где шелкопряд творит черные дела в нашем регионе?

— В 2015 году непарный шелкопряд расселился на территории восьми лесничеств области, охватывающих 11 районов: Барабинский, Доволенский, Здвинский, Карасукский, Баганский, Краснозёрский, Куйбышевский, Купинский, Чистоозёрный, Татарский и Усть- Таркский, — поясняет Сергей Романцев, заместитель начальника информационно-аналитического отдела филиала Федерального бюджетного учреждения «Рослесозащита» — Центра защиты леса Новосибирской области. — Наибольшая площадь занята вредителем в Татарском лесничестве, объединяющем территории Татарского и Усть- Таркского районов. А самые серьезные повреждения нанесены в Купинском лесничестве, угодья которого расположены в Купинском и Чистоозёрном районах. В Краснозёрском районе происходит затухание очагов шелкопряда.

Сергей Александрович рассказывает, что непарный шелкопряд делится на две «расы», причем восточноевропейская не является карантинным объектом, азиатская же подпадает под карантинное наблюдение. В 2014 году отправляли бабочек на анализ. К счастью, азиатского непарного шелкопряда среди них не оказалось. Правда, от этого не намного легче.

Заглянем в самые горячие очаги — Купинский и Чистоозёрный районы.061-05-03.jpg

— Объедание листьев берез было очень большим, — делится наблюдениями Юрий Самойлов, начальник отдела лесных отношений по Купинскому лесничеству департамента лесного хозяйства Новосибирской области. — Вспышка длится уже несколько лет. Высокий уровень снега, теплые зимы, к сожалению, способствуют сохранению большой численности вредителя. Нам предстоит провести исследования, как он перезимует. Замечено, что чем ниже к поверхности земли кладки яиц, тем зима будет малоснежнее и холоднее. Яйцекладку шелкопряд уже произвел. Лёт бабочек прекратился. Подождем весну, она покажет, что надо будет предпринимать лесхозам. Были бы только для этого финансовые средства.

Не все потеряно
Природа, к счастью, умеет себя восстанавливать. Юрий Александрович сообщил, что объеденные листочки берез отросли заново. Второго объедания вредителем не произошло. В противном случае деревья потеряли бы способность транспирации, то есть испарения воды через листья, а это могло бы привести к гибели леса.

Снижается активность шелкопряда в Краснозёрском районе.

— Второй сезон вредитель беспокоит леса, — говорит Николай Лопко, начальник отдела лесных отношений по Краснозёрскому лесничеству. — В 2014 году обработали против непарного шелкопряда 5 265 гектаров лесов. Частичный эффект был достигнут. В сезоне 2015 года отродившиеся бабочки сделали кладки яиц в самом низу стволов деревьев. Можно предположить, что зима будет холодной, снега немного и количество вредителя пойдет на спад.

Туманом их, туманом!
Ежегодное лесопатологическое исследование дает специалистам исчерпывающий материал для организации борьбы с шелкопрядом. Наиболее эффективно предпринимать меры в мае. Гусеницы первого — третьего возрастов из мест яйцекладок продвигаются в кроны деревьев. В это время кроны и обрабатываются — в них создается туманное облако препарата под названием лепидоцид. Средство это биологическое, снижает активность вредителя.

Химические меры борьбы, тем более при помощи авиации, в нашей области не используются. Применяются биологические методы, безвредные для человека, пчел, рыб, муравьев, божьих коровок... Безопасны они и для грибов, ягод, которые человек собирает в лесах.

Недели три — четыре назад во время лёта бабочек специалисты расставляли в Карасукском районе феромонные ловушки. Изучат численность вредителей, составят другие необходимые характеристики популяций. Как раз из Карасукского района, возможно, транзитом из Казахстана, из Алтайского края, шелкопряд продвинулся дальше, вглубь области. Обосновался главным образом в березовых колках, а в Доволенском районе попытался заселиться и в огородах. Местные жители постарались собрать и уничтожить кладки яиц.

Оставляет надежду весна
— В июне и июле специалисты делали наблюдения в разных районах, чтобы в дальнейшем знать, с каких территорий начать исследования, — делится информацией представитель Центра защиты леса Сергей Романцев. — Основные же работы по учету популяционных показателей и границ распространения непарного шелкопряда в этом году начнутся после 15 августа. Мы будем изучать не только эпицентры объедания листьев, но и местность в определенном радиусе. Обследование продлится почти до конца сентября. Проведем его совместно со специалистами лесничеств. Плотная работа у нас идет с департаментом лесного хозяйства области. Руководство департамента заинтересовано в том, чтобы ситуация менялась к лучшему, потому что жалобы поступают от населения, от глав администраций, поселковых образований.

По окончании полевых исследований специалисты проведут камеральную обработку данных, подготовят обоснование экономической выгоды затрат на проведение лесозащитных мероприятий. Данные эти будут направлены в Федеральное агентство лесного хозяйства, которое принимает решение о выделении финансовых средств для ликвидации или локализации очагов вредителя.

Все расчеты намечается передать в Москву до 15 ноября, чтобы они были учтены при формировании федерального бюджета на 2016 год. Вот тогда все станет ясно с обороной от вредителя. Лишь бы только хватило тумана лесозащитного препарата в кронах облюбованных гусеницами деревьев будущей весной…

Специалисты надеются, что и в областном бюджете 2016 года, который уже продумывается, найдутся какие-то средства на софинансирование весенних лесозащитных работ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей РОМАНЦЕВ, заместитель начальника отдела Центра защиты леса Новосибирской области:
— Проблема распространения непарного шелкопряда осложняется тем, что леса на территории региона находятся в разной собственности. Беда, которую несут с собой опасные гусеницы, касается всех — не только департамента лесного хозяйства области. Проблемой надо заниматься и главам муниципальных образований, и тем хозяйственникам, на территории которых леса находятся. Иначе это будет борьба с ветряными мельницами. Получают специалисты средства, целевым образом расходуют их на организацию обработки федеральных лесов, а сельские леса остаются наполненными шелкопрядом и местом миграции туда новых вредителей.

ЦИФРА
Общая площадь распространения непарного шелкопряда в Новосибирской области — более 70 тысяч гектаров.