Андрей КУЗНЕЦОВ: «Кому нужна вчерашняя газета?»
В век высоких информационных технологий все меньше места остается для газет. Неужели их судьба — кануть в историю?
Споры вокруг независимости журналистов и свободы средств массовой информации в России непрерывно идут три десятка лет. А информационная среда за это время изменилась до неузнаваемости. Блоги и социальные сети стали альтернативными источниками информации. Неизбежную и скорую смерть то и дело пророчат традиционным видам — газетам, журналам, даже телевидению. Но пока в наш «сократительный» век сжали только длинное название и окончательно узаконили в повседневной лексике аббревиатуру СМИ, а порой и того хуже – журналистов обзывают «смишниками». А филологи уверены: если число названий какого-либо явления множится, значит, оно востребовано и играет существенную роль в жизни людей.
Главный редактор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов согласен с таким утверждением и считает, что в журналистике люди важнее технологий.
Содержание и формы
— Агентству ЦДЖ недавно исполнилось шесть лет. По современным меркам, немаленький срок для СМИ, и почти все годы выпали на кризисное время. Сколько «смертных приговоров» вы пережили за это время?
— Мы с Кириллом Наконечным запускали проект ЦДЖ в июле 2009 года. Лето — «мёртвый» сезон, на дворе был кризис, рынок СМИ очень сильно просел. А мы посчитали, что это самое время для нового информационного продукта. Изначально ориентировались на узкую, но влиятельную аудиторию — крупный региональный бизнес, политиков, высокопоставленных чиновников. После кризиса 2008 года, как и в любой другой период турбулентности, руководителям, принимающим решения, была необходима информация о том, что происходит на самом деле. Честные неофициальные оценки ценились выше политкорректного официоза. И содержание было важней формы. Так родилась идея сводки — упаковывать набор статей в один файл и рассылать его по подписчикам через электронную почту. Делали небольшие, но ёмкие материалы: руководители живут под гнётом огромного количества входящей информации, в этой аудитории краткость — сестра успеха.
— Теперь уже по принципу «сводок» наполняются все первые страницы сайтов, в том числе и бумажных изданий. А у вас есть резерв новизны или эта технология самая оптимальная?
— Мы сами во многом способствовали переменам рынка. Сейчас уже несколько изданий делают сводки из своих материалов для рассылки по электронной почте, чтобы зацепить аудиторию. Один новосибирский издатель даже рассылает выжимки из публикаций через мессенджер WhatsApp. Наш формат по-прежнему востребован. Более того, поскольку накатил новый кризис, сегодня в своей нише я чувствую себя даже уверенней, чем пару лет назад. Наш конёк — политические оценки и прогнозы. Говорят, что политика это концентрированная экономика. Рассуждая так, наш продукт это информационный дистиллят, сделанный вручную.
Люди важней, чем брэнды
— Но чтобы давать прогнозы, хотя бы наполовину близкие к реальности, нужны источники информации и поддержка «потребителей». Кто определяет, что именно этот источник самый верный?
— С уважением отношусь к коллегам, которые работают в местных филиалах федеральных СМИ, но всё же не Москва должна определять, что читать и смотреть новосибирцам. Столичные редакторы вне местного контекста, поэтому статьи в деловых СМИ иногда выглядят, как неосмысленное нагромождение мнений. Причём не всегда адекватных, потому что выбор экспертов для комментирования порой ошеломляет.
В журналистике люди важней, чем брэнды. И уже тем более важней, чем технологии. Рынок показывает, что читатели и зритель в состоянии оценить качество информации и готовы кредитовать ее своим вниманием. Поэтому фраза о том, что нашим заказчиком остается читатель, сколь традиционная, столь и верная.
— Но важна еще и скорость донесения сведений до читателя — технологии на месте не стоят… И тем не менее, каждое утро в метро я вижу, как люди читают газеты, порой даже недельной давности. Как вы думаете, что ищет человек во «вчерашней» газете?
— Думаю, что секрет долголетия газет и журналов в консерватизме людей, они привыкли читать и шуршать газетой. «Привычка свыше нам дана…». Люди долго привыкают к информационному продукту, и такая устойчивость может остаться на всю жизнь.
Не мне давать советы издателям, но, думаю, что эти отношения с читателем нужно ценить более всего и поддерживать баланс отношений. Без качественной пищи для ума это невозможно. Поэтому тексты должны быть не просто грамотными и интересными, они должны выставлять какие-то ориентиры человеку. Любой из нас живет каждый день, и каждый день жизнь ставит перед нами вопросы и проблемы, и каждому нужна какая-то информация, импульс, пример, «зацепка».
Профессиональный журналист всегда создает такой текст – нужный и интересный для всех. Поэтому он не «протухает» даже в течение нескольких дней, а иногда и лет. История знает такие примеры.
Конечно, интернет быстрее. Но, откровенно говоря, не слишком ли много уже информационных сайтов, которые пишут плюс-минус про одно и тоже? Беда не в том даже, что коллеги заимствуют друг у друга информацию. Основные ньюсмейкеры сегодня это власть и правоохранительные органы. Кто первый перепечатал пресс-релиз не так уж важно. Плохо то, что осмысление новостей, анализ информации становится как будто необязательным. А мне кажется, во многих случаях это важней скорости подачи.
Оцените разницу
— До недавнего времени соцсети отнимали читателей у СМИ, а теперь СМИ начали активную экспансию в соцсети. Кто кого победит в будущем?
— Я пока не знаю ни одного примера монетизации развития какого-либо из российских СМИ в соцсетях. Это направление занимает творческие ресурсы, но не даёт инструментов для заработка, кроме краудфандинга. Сегодня соцсети это рекламный механизм для продвижения СМИ, эффективность использования которого зависит, опять же, от попадания в запросы целевой аудитории.
— Блогеры журналистов не заменят?
— Журналист, в отличие от блогера, исполняет общественный долг, и его деятельность регулируется федеральным законом о СМИ. Может, это пафосно звучит. Тем более, раз сейчас приняты поправки по блогам и аккаунтам в соцсетях с большим количеством условных читателей. Но это не так важно, как общественное восприятие. Попробуйте договориться, к примеру, об интервью, представившись журналистом или блогером. Сразу оцените разницу.
Есть ещё момент трудовой дисциплины. Может, кому-то смешным покажется, или устаревшим, но читатель любит СМИ за регулярность и предсказуемость. Если приучил, что выходишь по пятницам, читатели очень нервно реагируют на сбой графика. Если в газете на первой странице в каждом выпуске большая фотография, а на последней кроссворд и анекдоты, то попробуйте что-то не поставить один раз — аудитория сразу заметит. Для сайтов и блогов действует то же правило. Но на уровне региона отсутствие элементарной дисциплины превращает информационный фон в интернете в деятельность каких-то нерегулярных «бандформирований». Это и к сетевым СМИ тоже относится. Захотят — поставят десять новостей за день, захотят — одну. Рубрики обновляются как попало… В этом дебютанты информационного рынка проигрывают традиционным СМИ со сложившейся методологией.
Информационная среда не терпит вакуума
— В последнее время много говорят про необходимость снижения и даже полной ликвидации разных форм государственного финансирования региональных СМИ. Пойдёт ли это на пользу рынку?
— Я не понимаю, почему государство находит формы поддержки нефтяников, металлургов и производителей алкоголя, а для прессы нужно делать исключение? В последние годы благодаря грантам и конкурсным контрактам доступ к бюджетным средствам получили не только государственные, но и частные СМИ. Видел ли кто-нибудь в этой связи массовое возмущение читателей? Мне о таком слышать не приходилось. Сейчас появилось мнение, что местным органам власти негоже тратить деньги на оплату информации о своей деятельности. А интересно посмотреть, что было бы, если убрать эту информацию из СМИ? Мне кажется, тогда мы и увидели бы массовое возмущение с непредсказуемыми последствиями. Современная информационная среда не терпит вакуума. Его немедленно заполняют слухами и небылицами, и это только поначалу кажется смешным, а очень быстро становится опасным.
Другое дело, что формы господдержки могут быть разные. За последние годы у нас в стране ввели жёсткие ограничения на рекламу. Во многих случаях по совершено надуманным, на мой взгляд, причинам. И именно благодаря этим ограничениям бюджетная подпитка для многих СМИ стала вопросом выживания. Если мы признаём отраслевой кризис, и видим, что перспективы рынка нерадужные, почему бы не добиться отмены ограничений на рекламу всего, что легально продаётся в стране? Аудитории СМИ несложно ограничить возрастными маркировками, и, в любом случае, если ребёнок видит рекламу табака или алкоголя там, где не должен видеть, это всё же, в первую очередь, сфера ответственности родителей.
Вообще у нас не только со стороны государства, но и со стороны общества какое-то чересчур потребительское отношение к СМИ. Как вводить ограничения и штрафы — относятся как к бизнесу. А как дать возможность заработать — так это будто и незачем совсем. Когда говорят, что пресса должна распространять информацию про власть и бизнес бесплатно, я не спорю. Только у нас и здравоохранение должно быть бесплатным, и образование, и ещё много что. А по факту получается, что есть формат бесплатный, а есть уровень услуг, за которые уже надо платить, иначе системе будет не на что существовать. Система национальных СМИ не менее нужна стране, чем система здравоохранения. А что точно не нужно, так это системные потрясения. И «профилактику» этого обеспечивают профессионалы от журналистики, анализируя факты, фокусируя внимание и определяя перспективу явлений.
СПРАВКА
Андрей Борисович Кузнецов
Главный редактор и директор Информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» (ЦДЖ);
В 1996-2009 гг. работал на разных должностях в газетах, на телевидении. Автор книг «Дороги без дураков» (2005 г.) и «Сплав» (2011 г.); в 2012 году получил премию «Серебряный лучник — Сибирь» в номинации «Мастер»; сопредседатель оргкомитета ежегодного юридического форума «Сибирь Legal»; ведущий программы «Есть мнение» на радио «Вести FM Новосибирск».