Красивые люди
Каким образом и зачем в XXI веке становятся кузнецом или пряхой и, оставив город, уезжают в глушь?
Совершенно необыкновенное и сказочное зрелище — раскинувшиеся под кронами сосен парка «У моря Обского» разноцветные шатры — большие, поменьше, обычные туристические палатки. А вокруг в бликах солнца и улыбок — приветливые и приветствующие всех заинтересовавшихся старинными знаниями и ремеслами новосибирцев лица участников фестиваля «Мастера Руси». После нескольких часов общения с этими людьми, что называется, до краев переполняешься впечатлениями и мыслями — своими и чужими, потому что народ здесь собрался отнюдь, скажем так, не бессмысленный — думающий, творческий и... очень красивый.
«Раззудись, плечо...»
Вот место, обозначенное на карте праздника как шатер кузнеца: несколько молодых, одетых в старинные рубахи людей завершают приготовления к настоящему священнодейству: подтаскивают древесный уголь, раздувают огонь в походном варианте кузнечного горна. Небольшая наковальня, разложенные заготовки шашек и каких-то причудливой формы ножей завершают колоритное зрелище. Сосредоточенный и слегка перемазанный копотью Павел Гвоздырев (фамилия под стать ремеслу!) поясняет:
— У себя на комбинате металлических конструкций я занимаюсь инструментальной и художественной ковкой, но сегодня буду делать что-нибудь попроще и поэффектней — для публики. Предложим гостям попробовать поработать молотом самим...
Добавим, все происходящее здесь — мастер-класс, хотя в данном случае не подразумевающий обучение навыкам профессии — больно непроста она и не каждому по силам. Но можно, взмахнув молотом, что-то эдакое, молодецкое в себе почувствовать или в крайнем случае заглянуть в прошлое своих предков — вот, оказывается, кто быстроногих коней подковывал, вот кому в русских сказках — почетная роль, поскольку не только плуг и меч мог выковать, но и… голос. Помните, как хитрый волк просил кузнеца сделать ему голос потоньше да понежнее?
— Чем-то отличается труд современного кузнеца от векового ремесла предшественников?
— Технология все та же: железо, горн, наковальня, — объясняет присевший передохнуть Павел. — Но, к примеру, гвоздь сегодня изготавливает обычная поточная линия, а у нас, кузнецов, работа штучная либо художественная. То есть прежде чем взять в руки молот, сначала выполняешь рисунок или чертеж на бумаге, делаешь соответствующую заготовку, а потом приступаешь к реализации замысла.
Любопытно тут вот что: в XXI веке реализовать кузнечное призвание непросто. Прежде чем встать у наковальни, Павел в свои двадцать семь немало чего перепробовал: после окончания 182-й новосибирской школы путешествовал с друзьями «по северам», наслаждаясь и борясь с экзотичной природой Ямала, потом четыре года учился на программиста и веб-дизайнера. Казалось бы, вот она, самая модная профессия у тебя в руках, работы для такого специалиста в мегаполисе непочатый край, спрос высокий, но хотелось чего-то не виртуального, а абсолютно конкретного, вопреки всем и вся — настоящего, осязаемого дела. Так стал кузнецом.
Павел видит в своем давнем желании рвануть на Север, а после — заняться кузнечным делом не явную, но прямую связь. И там, и там — стремление к значимому, необычному, мужскому занятию. Да, соглашается он, это тот самый внутренний импульс, который одного делает неутомимым путешественником вроде Фёдора Конюхова, а другого заставляет реализовывать свое я в поддающемся только огню да ковке упрямом металле.
Девушка с прялкой
Следующее знакомство и следующая история не только о борьбе духа, но и о борьбе вполне реальной. Неподалеку от кузни раскинулся алый шатер клуба рукопашного боя, которым руководит Александр Батраев, в быту умелый мастер по изготовлению кухонной мебели. Но кроме основного по жизни занятия, у этого богатыря тоже есть свои «паруса». Его увлечение — искусство самообороны. Здесь, в парке, к нему на прием (точнее, на поединок) уже с утра записались несколько человек. Один из них — Олег Ташкин, давний поклонник единоборств: не обращая внимания на теле- и фотокамеры, он готов одновременно дать и получить мастер-класс, сражаясь с Александром на деревянных ножах.
Но это все мужские игры. А вот из глубины шатра выглядывает в старорусском наряде миловидная Анастасия Панкова. Как ни странно, она тоже оказывается представителем клуба с грозным названием «Стальной кулак», которым руководит Сергей Васильев. Но есть при клубе исторического фехтования и «мирная» мастерская-артель по изготовлению изделий из кожи, а также украшений. В парке около Насти с раннего утра вьются потенциальные покупатели, да и просто любопытные. Потому что она, как и все ее товарищи, увлеченные исторической реконструкцией быта древнего Новгорода, не только умелая мастерица, но и прекрасная рассказчица о жизни наших далеких предков. И это нельзя было не заметить — на фестивале «Мастера Руси» нет ряженых: выбор какого-нибудь традиционного ремесла почти у каждого участника сопряжен с поисками внутреннего раскрепощения от современной техногенной цивилизации: нельзя же всерьез предполагать, что человек рожден для того, чтобы реализовываться в бумажной кабинетной работе и многочасовом общении с компьютером.
Наталия Румянцева — сама по себе арт-объект, условно названный мною «Девушка с прялкой». Темноволосая, с лучистыми глазами, она «спустилась» сюда, на фестиваль, по реке Катуни из маленького горно-алтайского селения. Юрист по образованию, несколько лет назад она вдруг заболела русскими изящными ремеслами: бисероплетением, вязанием браслетов и поясов, прядением шерсти. Уехала с сыном из города в глушь, посадила огород, расстелила в доме самотканные половички и занимается делом, которое, по ее словам, приносит ей счастье. На мой вопрос: «Неужели сегодня можно прожить рукоделием?», Наташа отвечает: «На красивые рукотворные вещи есть спрос, и он заметно растет». Нашла бывшая горожанка и единомышленников: в далеком горном Чемале возникла славянская община «Лада», там люди ищут свои корни и свой незаемный смысл существования. Как объясняет Наташа, владея современными знаниями и коммуникациями (ну куда сегодня без Интернета?), они не гнутся под окружение, а подстраивают окружающий мир под свои интересы, свое понимание гармонии.
Прибыль от радости и общения
Ивана Токарева, рослого молодого человека в нарядной русской «вышиванке», в шатерно-палаточном городке русских мастеров знают все: он руководитель оргкомитета форума, с ним можно решить все вопросы — от размещения до выступления-презентации на главной «поляне». Сегодняшний успех — массовость, высокий уровень мастерства участников, заинтересованность посетителей парка — это, по мнению Ивана, еще не успех, а лишь база и предпосылки к следующему фестивалю. Несколько недель напряженного организаторского труда бывшего математика, выпускника НГУ, объединили заинтересованных мастеров-художников от Краснодара и Урала до Горного Алтая. Заявок на участие поступило около пятидесяти, приехало чуть более тридцати объединений и индивидуальных участников, именно поэтому главный организатор считает, что достиг лишь пятидесяти процентов успеха. Хотя как посмотреть: тщательно разработанная трехдневная программа фестиваля, разумеется, корректировалась на ходу, но мероприятия шли без сбоев, общее настроение было праздничным. И о малом бизнесе никто не забывал: изделия мастеров и мастер-классы шли на ура. Хотя всерьез «делать деньги» здесь никто не собирался. Есть в подобных встречах увлеченных, творческих людей что-то другое, для многих более притягательное, чем какая бы то ни была прибыль.
Главный куратор этого своеобразного карнавала и парада народных умельцев, заместитель директора парка «У моря Обского» Сергей Алексеев тоже доволен:
— Это уже третий в нынешнем сезоне фестиваль на территории нашего парка, через неделю принимаем юбилейный десятый Международный фестиваль авторской песни «Свой остров», попозже — традиционный форум «Города Солнца». А вообще мы всерьез нацелены на создание арт-парка, где творческие мероприятия не прекращаются круглый год.